ПотребителиЗаконно ли при оплате услуг мобильной связи списывать комиссию?

Михаил Викторович Баев

заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Пензенской области

Законно ли при оплате услуг мобильной связи банк списывает комиссию? Раньше платил фиксированную сумму, теперь тариф не подняли, а этой суммы уже не хватает. Надо еще почти 50 рублей накинуть. Прежде чем выносить сор из избы, хотелось бы знать, законно ли подобное.

 

Здравствуйте. В силу п. 1 ст. 44 Федерального закона РФ от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.

Статьей 779 Гражданского кодекса установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Также, в соответствии со ст. 309.2 ГК РФ, должник несет расходы на исполнение обязательства, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором либо не вытекает из существа обязательства, обычаев или других обычно предъявляемых требований.

Согласно пункту 9 Постановления Пленума ВС РФ от 22.11.2016 № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении», дополнительные издержки кредитора (в данном случае оператора связи) по принятию исполнения, вызванные действиями должника (абонента - в части обязательства по оплате услуг связи), возлагаются на последнего.

Таким образом, приведенные нормы права в их системной взаимосвязи допускают возможность договорного регулирования отношений сторон в вопросе распределения издержек на принятие исполнения.

В связи с этим удержание комиссии за пополнение лицевого счета мобильной связи через некоторые банковские сервисы допустимо.

При этом, в силу п. 1 и п. 2 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о работах (услугах), в том числе об их стоимости и условиях приобретения, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

В соответствии с п. 2 ст. 8 закона № 2300-1 информация об услугах доводится до сведения потребителей в наглядной и доступной форме.

На сайтах операторов связи в наглядной и доступной форме до потребителей доводится информация о стоимости и условиях приобретения (оплаты) услуг связи, как с комиссией, так и без нее, что не противоречит требованиям законодательства РФ в сфере защиты прав потребителей.

К примеру, на сайте одного из провайдеров опубликовано информационное сообщение следующего содержания:

«Пополнение баланса рядом способов влечёт для компании возникновение дополнительных расходов. В зависимости от выбранного вами способа оплаты услуг связи может быть удержана комиссия не более 1% от суммы платежа:

• при оплате банковскими картами в приложении Мой (название компании), на сайте компании, а также в некоторых банковских сервисах — 1%. Проверить условия пополнения лицевого счёта в банковских сервисах,

• при оплате с использованием СБП, инициированной в приложении или на сайте — 0,4%.

Комиссия не взимается при пополнении баланса, в том числе:

• при помощи автоплатежа компании или автоплатежа любого банка,

• в салонах экосистемы компании картой любого банка или наличными c предъявлением документа, удостоверяющего личность,

• картой банка компании в приложении, на сайте,

• в приложениях и на сайтах большинства банков».

Таким образом, потребителям предоставляется возможность ознакомиться с условиями пополнения счета и сделать выбор о наиболее удобном для себя способе оплаты услуг связи.

Разделом V Правил оказания услуг телефонной связи и перечня организаций, имеющих право осуществлять подтверждение сведений об абоненте - физическом лице, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2024 № 1994 предусмотрен порядок предъявления и рассмотрения жалоб и претензий, согласно которому абонент и (или) пользователь вправе обжаловать решения и действия (бездействие) оператора связи, касающиеся оказания телематических услуг и услуг телефонной связи.

В соответствии с п. 6 ст. 55 Федерального закона № 126 к претензии прилагаются копия договора об оказании услуг связи или иного удостоверяющего факт заключения договора документа (квитанция, опись вложения и тому подобные) и иные документы, которые необходимы для рассмотрения претензии по существу и в которых должны быть указаны сведения о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору об оказании услуг связи, а в случае предъявления претензии о возмещении ущерба - о факте и размере причиненного ущерба.

Претензия подлежит регистрации оператором связи не позднее рабочего дня, следующего за днем ее поступления. Оператор связи в течение тридцати дней со дня регистрации претензии обязан рассмотреть ее и проинформировать о результатах ее рассмотрения лицо, предъявившее претензию. Указанная информация направляется в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, если такая форма указана в претензии (п. 7 ст. 55 Федерального закона № 126).

В случае несогласия с действиями оператора связи, потребитель может обратиться с письменной претензией к оператору связи, изложив свои требования. Претензия оформляется в письменном виде в двух экземплярах, один из которых передаётся оператору связи, а на экземпляре потребителя делается отметка о дате получения претензии, которая заверяется подписью, печатью (штампом) организации. При непринятии претензии или невозможности её вручения, претензию желательно отправить способом, регистрирующим её отправку, например, заказным письмом с уведомлением о вручении на юридический адрес организации.

Примерные формы претензий размещены, в том числе, на Государственном информационном ресурсе в сфере защиты прав потребителей в разделе «Справочник потребителя», на который можно зайти по ссылке в сети Интернет: http://zpp.rospotrebnadzor.ru, а также через сайт управления, где размещен соответствующий баннер.

В случае отказа в добровольном порядке выполнить заявленные требования, потребитель вправе обратиться в суд, так как споры по договорным отношениям и вопросам, носящим имущественный (вещный) характер, разрешаются исключительно в рамках гражданского судопроизводства разрешаются в рамках гражданского судопроизводства (ст. 11 ГК РФ, п. 1 ст. 17 закона № 2300-1) и выходят за рамки полномочий, предоставленных Управлению.

В суд нужно представить доказательства (ст. 55 Гражданского процессуального кодекса РФ), подтверждающие неправомерность действий со стороны хозяйствующего субъекта.

Управление не вправе в административном порядке обязать какой-либо хозяйствующий субъект выполнить имущественные требования потребителей. Действующее законодательство не позволяет федеральным органам исполнительной власти в административном порядке понуждать хозяйствующий субъект к удовлетворению выполнения требований, связанных с вещными или имущественными правами.

В случае обращения потребителя в суд, Управление может принять участие в гражданском процессе для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителя в суде первой инстанции, для чего необходимо обратиться в суд с соответствующим ходатайством. При этом обращаем ваше внимание, что такое заключение не относится к доказательствам по делу (ст. 55 ГПК РФ).

Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» вы вправе обратиться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации».

0
0
0
 

 
 
 
 
 

Поиск среди вопросов

Введите ключевое слово

Последние новости

Народный репортер

Мы публикуем самые интересные новости от наших читателей.
Присылайте: editor@penzainform.ru

Адрес редакции: 440026, Россия, г. Пенза,
ул. Кирова, д.18Б.
Тел: 8(8412) 238-001

E-mail редакции: editor@penzainform.ru

Рекламный отдел: 8(8412) 238-003 или 8(8412) 30-36-37

e-mail: reklama@penzainform.ru

Если ВЫ заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите его фрагмент и нажмите Ctrl+Enter!

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ» |18+| 2011—2025

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Реестровая запись ЭЛ № ФС 77-77315 от 10.12.2019 года. Учредитель ООО «ПензаИнформ». Главный редактор — Белова С.Д. Телефон редакции 8 (8412) 238-001, e-mail: editor@penzainform.ru.
На информационном ресурсе применяются внешние рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)». Правила применения рекомендательных технологий.
Сайт использует сервисы веб-аналитики Яндекс Метрика и LiveInternet. Продолжая использовать этот Сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других данных в соответствии с данным Пользовательским соглашением. Срок обработки персональных данных при помощи cookie-файлов составляет 14 дней.

Мобильная версия | Пользовательское соглашение | Правила применения рекомендательных технологий | Реклама на сайте