Сердобчанка Наталья Даровских не из тех, кто при первых сложностях опускает руки. Пандемия могла разорить ее, но помогла выкарабкаться.
ПЛАТЬЕ ПРЕВРАЩАЕТСЯ…
Все девочки в детстве пробуют шить наряды для кукол. Наташа не исключение. Любовь к рукоделию привила ей бабушка. Вместе они придумывали фасоны и воплощали задумки в жизнь.
Наташа была просто в восторге от детской швейной машинки, которую получила в подарок. Но время шло, девочка росла, куклы были заброшены, а шитье - нет.
- Будучи старшеклассницей, села за взрослую ножную машинку. Первое, что сшила, - юбка из старого бабушкиного платья. Это был фурор! Подружки одолели просьбами сшить им такие же. И я взялась. Конечно же, бесплатно - набивала руку. Ну а после школы поступила на курсы портных и закройщиков, - вспоминает Наталья.
Учиться было легко. Казалось, что вся жизнь будет такой же гладкой и ровной, как машинная строчка. После выпуска девушка работала в ателье, потом устроилась на Кировскую швейную фабрику (раньше Наталья жила в другом регионе).
Устраивала личную жизнь. Любовь, декретный отпуск… А потом наступил сложный период, о котором Наталья не любит вспоминать.
Она была вынуждена уехать с маленьким ребенком на руках к родственникам в Сердобский район, чтобы начать жизнь с чистого листа. Но руки не опустила. Знала, что умение шить как-нибудь ее прокормит.
Это сейчас у нее швейный цех, наемные работницы, магазин. А 10 лет назад, чтобы прокормить себя и ребенка, Наталья была вынуждена круглыми сутками шить дома одежду, а потом - в мороз, в дождь, в жару - с огромными клетчатыми сумками ехать на рынок, чтобы хоть что-то продать. Главными помощницами начинающей бизнесвумен стали тетя и двоюродная сестра.
- Как вспомню, так вздрогну, - ежится Наталья. - Мне не хватало знания рынка, опыта. Это сейчас мы отшиваем один размерный ряд каждой модели, чтобы люди не ходили в одинаковой одежде. Городок-то небольшой. А тогда сшили 10 футболок одного размера и одного цвета, а потом не знали, куда их деть. Пробовали работать с оптовиками, нарывались на мошенников... От некоторых заказчиков денег так и не дождались. Я тогда бралась за все.
Чтобы купить материал и швейные машинки, взяла кредит. Большой - 700 тысяч рублей. И надо было ежемесячно погашать платежи. Банку все равно, болеет ли у меня ребенок, бойко ли идет торговля. Поэтому работала до изнеможения.
ПЕРЕСТРОЙКА НА COVID
Тем, кто изо всех сил ищет возможности для улучшения ситуации, они обязательно представятся. Для Натальи такой палочкой-выручалочкой стал Сердобский бизнес-инкубатор.
- Шесть лет назад мне предложили стать его резидентом. В администрации помогли составить бизнес-план, подсказали, с чего начать. Можно было взять в аренду не только помещения, но и оборудование. И все это за скромные деньги. Именно это позволило мне обрести уверенность в завтрашнем дне. Все обдумала, рассчитала и приняла решение об открытии собственного магазина. В бизнес-инкубаторе я с девочками-швеями встретила пандемию.
Для Натальи это стало еще одним испытанием на прочность. Никто не понимал, что будет с экономикой. Кто сможет работать, а кто нет. На какие товары будет спрос.
И тут по всей стране начали скупать медицинские маски. Буквально за пару недель ходовой товар смели с витрин аптек и магазинов. Затем началась спекуляция - выкупали маски у производителей, продавали втридорога через Интернет.
Наталье тоже понадобились маски, но взять их было негде. И она поняла, что это шанс.
- Я сшила маски для своей семьи и выложила фотографию на страничку нашего магазина. Сразу же пошли заказы. На складе были тысячи кусочков ткани - остатки от разных заказов. Из них мы и шили. Девочки с энтузиазмом взялись за дело. Если бы тогда я упустила момент, пришлось бы туго: впору было увольнять людей или отправлять в отпуск без содержания. Но у всех семьи… А на мне еще висел остаток долга по банковскому кредиту. Маски позволили нам удержаться на плаву и пережить кризис. Теперь их шьем только для ассортимента. Но лоскутки не выбрасываем, все храним, - с улыбкой говорит предпринимательница.
ПРОФЕССИЯ, КОТОРАЯ ВСЕГДА НАКОРМИТ
Кстати, старшая дочь Натальи Венера уже получает профессию. После девятого класса поступила в Кировский колледж на технолога-конструктора швейных изделий. Решила пойти по маминым стопам. Женщина очень надеется, что дочка со временем будет помощницей в семейном деле. В Сердобске острый дефицит портных.
Сейчас Наталья покупает лекала для одежды в специальных конструкторских агентствах. Говорит, что слишком накладно держать в штате дизайнера и конструктора одежды.
- На своем опыте я убедилась, что профессия швеи без хлеба не оставит и позволит одеваться с иголочки. Мои дети и я сама носим то, что сшито на нашем предприятии. Нам по силам выполнить любой заказ - начиная от кукольной одежды и заканчивая сложными спортивными костюмами. Круг наших покупателей расширяется: Беково, Колышлей, Тамала… Раньше я ездила в эти райцентры и торговала одеждой на рынке. Теперь мои постоянные клиенты, приезжая в Сердобск, заглядывают в наш магазин, - говорит Наталья.
Предпринимательница планирует развивать свое дело. Подыскала более просторное помещение, съезжает из бизнес-инкубатора.
- Пришло время расти, - констатирует Даровских. - На месте стоять нельзя. Нужны дополнительные машинки, швеи. Правда, в Сердобске специалистов найти непросто. Но я считаю, если есть руки, голова на плечах и желание работать, научиться можно всему. Жаль, наладчика для машинок так и не нашла. Выручает дядя: у него золотые руки, бывший летчик. Всегда придумает, как отремонтировать, где найти необходимую деталь.
Несмотря на сложности и жизненные перипетии, Наталья считает себя счастливой женщиной: смогла реализоваться в профессии, в бизнесе, рядом - любимые дочери и надежное мужское плечо. Прежние мечты сбылись, пора загадывать новые и двигаться дальше.
Елена Синицына
«Пензенская правда», 2 ноября 2021 г.
Оригинал и другие интересные статьи на сайте издательства «Пензенская правда»