Специалисты отмечают, что идея всеобщего перехода на пятидневное обучение в школах хороша, но сделать это не позволит громоздкий учебный план.
А КОГДА ВОСПИТЫВАТЬ?
Школы должны постепенно переходить с шестидневной на пятидневную учебную неделю. Такую мысль озвучила в конце прошлого года глава Министерства образования РФ Ольга Васильева, затронув тем самым проблему, которая уже не один год волнует родителей учащихся.
Сейчас каждой школе дано право самостоятельно решать, сколько дней в неделю будет учиться то или иное звено.
Специалисты Института регионального развития Пензенской области проанализировали ситуацию. И вот что выяснилось. Пять дней в неделю в нашей области учатся:
- 98% первоклассников;
- 56% учащихся третьих и четвертых классов;
- 13% старшеклассников.
Родители большинства учеников хотят, чтобы дети так же, как и они сами, имели два выходных. Взрослые видят, что дети не успевают отдохнуть от уроков и восстановить силы за один день. Да и времени на общение не остается. «Как воспитывать ребенка, если видишь его реже, чем учитель?» - задаются вопросом активисты борьбы за пятидневную учебную неделю.
Чтобы разобраться в этом вопросе, сотрудники Пензенского института регионального развития провели круглый стол с представителями педагогического сообщества и дали возможность каждому высказаться.
БОЛЬШИНСТВО ЗА
Своего рода исследование мнений провела педагог, депутат Законодательного собрания Пензенской области Яна Куприна (ее сын учится в четвертом классе).
- В соцсети я спросила у пензяков, что лучше: пятидневка или шестидневка? За первые несколько часов высказались 500 человек, 90% из них выбрали пятидневку, - рассказала она. - Было множество комментариев. Подавляющее большинство старшеклассников голосуют за пять учебных дней.
Подростки пишут о том, что если грамотно составить расписание уроков, то нагрузка не будет чрезмерной. Ведь уроки можно объединять в пары, а это значит, что количество домашних заданий не увеличится. Они также считают, что свободная суббота даст больше возможностей ходить к репетиторам, заниматься любимым делом или самоподготовкой. Мне самой пока сложно представить, как будет строиться наша жизнь при переходе на шестидневку в следующем году.
В школе села Вазерки пошли еще дальше. Там проанализировали процент поступления в вузы, количество отличников и медалистов среди тех, кто учился пять дней в неделю, и тех, кто шесть. Оказалось, что разницы, в общем-то, и нет.
Замдиректора Центра комплексного обслуживания и методологического обеспечения учреждений образования города Пензы Татьяна Кремнева уверена, что все зависит от правильной организации учебного процесса:
- Шестидневка - это замечательно при грамотной организации учебного процесса: минимум домашних заданий, особенно на понедельник, спаренные уроки. И пятидневка хорошо: ребенок успевает отдохнуть, провести время с родителями или друзьями. Лично я - за пятидневку, но только не в старшем звене.
В начальных классах школы № 65/23 уже много лет работают на пятидневке. Директор Элина Маткова планирует в следующем году перевести на этот график и пятые классы.
- Если мы говорим о здоровье наших детей и качестве их образования, то я и коллектив моего учебного заведения выступаем за пятидневку. По крайней мере, в начальном и среднем звене. Я готова предложить свою школу в качестве экспериментальной площадки для того, чтобы отработать переход и понять, где могут быть сложности, - говорит она.
ЧТО МЕШАЕТ?
Получается, что большинство участников учебного процесса – за два полноценных выходных. Так что же мешает осуществить процесс перехода? В этом деле оказалось много подводных камней.
- При переходе на пятидневку за пять лет ребенок потеряет 800 часов бесплатного образования. Это полгода учебы, - оперирует числами и фактами начальник регионального Управления по надзору и контролю в сфере образования Алексей Федосеев. - Их нельзя просто выбросить из программы, придется раскидывать по остальным дням. А значит, возрастет нагрузка в оставшиеся пять учебных дней.
Но не только нагрузка является камнем преткновения. Сокращение учебных часов коснется размера зарплаты учителей. Не нужно забывать и о том, что в школах учится разный контингент. И если для одних суббота с родителями - это счастье, то другие, оставшись дома без присмотра, могут попасть в неприятную историю.
Судя по мнению педагогов, наиболее безболезненно на пятидневку может перейти начальная школа. И, кстати, во многих районах области это уже сделали. Остальным, видимо, пока придется жить и учиться по отработанной годами схеме.
- Наверное, нет смысла торопиться и менять то, что уже сложилось, - подвела итог беседе за круглым столом первый заместитель министра образования Пензенской области Лилия Чащина и добавила, обратившись к директорам школ: - Но если вы принимаете решение изменить ситуацию – это, конечно, ваше право. Убедитесь только, что вы все взвесили, все оценили и четко знаете, как будете решать проблемы, которые могут возникнуть при новом учебном режиме.
СКОЛЬКО ШКОЛЬНИКИ ДОЛЖНЫ КОРПЕТЬ НАД УЧЕБНИКАМИ (недельная нагрузка в часах):
В 1-м классе при пятидневке - 21 час; при шестидневке - 24 часа;
в 2–4-м классах при пятидневке - 23 часа; при шестидневке - 26 часов;
в 5-м классе при пятидневке - 29 часов; при шестидневке - 32 часа;
в старшей школе при пятидневке - 34 часа; при шестидневке - 37 часов.
Елена Кулакова
«Пензенская правда», № 8, 21 февраля 2017 г.
Прй совдепе учились 6 дней в неделю .