Нынешним летом мы с семьей решили внести в наш отпуск нотку экзотики и отправились...
Нет, не в Таиланд, не на Гавайи и не на Бали. Наш путь на автомобиле лежал через Поволжье и Урал в Казахстан и Киргизию.
В степном суровом Казахстане у нас живут родственники. А вот в Киргизию с ее изумительной природой, необыкновенной красоты горными пейзажами и лазурной гладью озера Иссык-Куль мы отправились уже как рядовые отдыхающие. Остановились в курортном городке Чолпон-Ата, в одном из многочисленных отелей прибрежной зоны.
КАША СО СПРЕДОМ
Помимо пляжа и экскурсий в заграничных поездках принято пробовать местную еду, хотя любой уважающий себя отель или пансионат в странах, принимающих туристов из Европы, всегда готов предложить соответствующее европейское меню, привычное для наших желудков. Традиционными среднеазиатскими мантами, самсой и пловом мы успели пресытиться по дороге и скучали по кашам и щам.
Правда, нам не повезло. Мы отказались питаться в столовой нашего отеля после первого же завтрака, когда официант подал сваренную на воде манную кашу, приправленную вместо сливочного масла дешевым спредом. Стоил «шедевр» кулинарного искусства на наши деньги почти 80 рублей (соотношение киргизского сома к российскому рублю приблизительно один к одному).
В наших номерах не было предусмотрено кухонь, так что вариант готовить самим сразу же отпал. Пришлось искать кафе, где можно было бы недорого и вкусно обедать. Заведения общепита на центральной улице Чолпон-Аты – Советской – для этой цели не подходили: цены в них были ресторанные, а понятие «комплексный обед» отсутствовало в принципе.
В двух шагах от нашего отеля расположилось кафе на открытом воздухе с любопытным названием «Дунганская кухня».
Встретили нас в нем две гостеприимные хозяйки – женщины лет 55, свободно говорящие по-русски, которых мы поначалу приняли за киргизок. К слову, русский язык в Казахстане и Киргизии официально используется как язык межнационального общения. В Северном и Западном Казахстане представители коренной национальности общаются на нем даже между собой.
Нам подали меню, которое привело нас в некоторое замешательство. Названия блюд были незнакомы и звучали явно по-китайски: «ашлямфу», «фынтезы це», «цохади лумян». Так что, прежде чем принять заказ, пришлось одной из хозяек, легко совмещающих должности официанта и повара, провести для нас ликбез по дунганской кухне.
КИТАЙЦЫ-МУСУЛЬМАНЕ
Рахима Касымова (так звали нашу собеседницу) рассказала, что дунгане - народность, компактно проживающая на территории Киргизии, Казахстана и Узбекистана.
- Мы выходцы из Китая, - пояснила Рахима-апа. - Наши предки переселились на эти земли в конце XIX века, спасаясь, кажется, от политических преследований. По одной из легенд, дунгане произошли от смешанных браков китаянок с арабскими воинами, которых в средние века призвал на помощь в войне с внутренними врагами один китайский император. Дети, рожденные в этих браках, приняли ислам. Так что мы, по сути, китайцы, исповедующие магометанство.
К слову, самоназвание дунган в русской транскрипции звучит почти неприлично - «хуэйхуэй».
ЧТО ТАКОЕ ЛУМЯН?
Соответственно, в основе дунганской кухни лежит китайская, отсюда и такие названия.
Рахима-апа предложила нам попробовать лумян, оказавшийся на поверку привычным нам лагманом - домашней лапшой из тянутого теста с мясо-овощной подливой.
Еще мы заказали блюдо «мо мо тсай» - говядину, нарезанную соломкой, поджаренную с морковью, луком и салатом типа пекинской капусты. Этот рецепт Рахима Касымова привезла из Китая, куда они несколько раз ездили с мужем отдыхать. Немного видоизменила, включив в него элемент дунганской кухни - паровой хлеб из дрожжевого теста «жынмеме».
Обед Рахима с Зульфией приготовили для нас непосредственно перед подачей, как в ресторане. Одной порции вполне хватило бы на двоих. Лумян оказался очень вкусным и сытным, мо мо тсай — острым и изысканным. В полном восторге мы были и от жынмеме — никогда бы не подумали, что хлеб можно готовить и таким способом.
В общем, мы стали постоянными клиентами этого кафе. Радушные женщины к каждой трапезе добавляли нам бесплатный бонус в виде дунганских сладостей. Очень огорчились, что мы так мало погостили в Чолпон-Ате. На прощание Рахима-апа поделилась с нами несколькими рецептами кухни своего народа.
Наталья Сизова
«Пензенская правда», № 40, 4 октября 2016 г.
Круть. Мы тоже туда ездили. Кстати в местных дунганских и уйгурских кафешках можно объесться и обпиться за 500 рублей. На Иссык-куле можно съездить в Каракол и попробовать там настоящий Ашлям-фу. Любят они там хорошо пожрать. А на каждом шагу там продают самсы, лепешки и куриц из тандыра и шашлык. Ващще тема. Можно было б там и жить, но работы там нет. Все на заработках в РФ и у 15% населения российское гражданство