Сетевое издание|18+|Пятница|26 апр 2024|23:19
rss PenzaInform в Одноклассниках PenzaInform в Вконтакте PenzaInform в Telegram PenzaInform в Дзен

Через социальные сети

Через аккаунт на сайте

Имя
Пароль
+19oC
+20oC
Погода | Сегодня | Облачно |
+23oC
+24oC
Завтра | Облачно |
 
29.03.2019|13:26


Как театр начинается с вешалки, так и город начинается с... вокзала. А точнее - с вокзалов. Знаете ли вы, что только железнодорожных в Пензе несколько? По их платформам и привокзальным площадям мы и решили прогуляться. А к воздушным и автомобильным «воротам» города отправимся позже.

Нашим сопровождающим любезно согласился быть Александр Сачков, разбирающийся в прошлом и настоящем местных железнодорожных вокзалов лучше, чем кто-либо, потому что является руководителем Музея истории железной дороги пензенского региона.

САМЫЙ ГЛАВНЫЙ

Начнем прогулку с посещения главного транспортного железнодорожного узла областного центра - станции Пенза-1. На Привокзальной площади гулко и пестро - торопятся автомобили, торопятся люди.

- Вопрос на засыпку: сколько в Пензе станций и железнодорожных вокзалов? - хитро прищурившись, спрашивает Александр.

- Четыре станции и соответственно четыре вокзала: Пенза-1, Пенза-2, Пенза-3 и Пенза-4, - простодушно отвечаю я.

- Станций действительно четыре а вот вокзалов только три - построенный еще до войны для обслуживания пригородных пассажирских поездов вокзальчик на Пензе-2 в середине девяностых годов снесли, - просвещает меня собеседник.

...Центральный вокзал на Пензе-1 впечатляет прежде всего своими размерами. Современное здание из стекла и бетона растянулось на 360 метров вдоль площади. Внутри оно вмещает около двух тысяч пассажиров. А вверх взметнулась одиннадцатиэтажная вокзальная гостиница. На ее фасадной стене торопят отъезжающих огромные стрелки башенных часов.

- Новое здание было построено в 1974 году на месте снесенного в 1969-м старого, - рассказывает Александр.

- По архивным фотоснимкам можно проследить всю вокзальную историю. Первый каменный вокзал станции Пенза Моршанско-Сызранской дороги (так она называлась при постройке) был возведен в 1874 году по проекту выдающегося архитектора Николая Бихеле.

Просуществовал он почти столетие, претерпев неоднократные реконструкции. Такой же вокзал-близнец сохранился до наших дней в Сызрани.

Прогулялись мы и по просторным вокзальным залам. Пассажиры чувствуют себя здесь комфортно. К их услугам удобные скамьи, буфет, ресторан, сувенирный и газетный киоски... Есть и пристанище для души - православная часовня покровителя всех путешествующих святителя Николая, построенная в 2012 году.

«СМОТРЯЩИЙ» НА ЮГ

Следующим объектом нашего внимания стал вокзал станции Пенза-3. На площади перед ним, в отличие от аналогичного пространства станции Пенза-1, было тихо и немноголюдно. Троллейбусные провода напомнили о недавно закрытом троллейбусном маршруте № 6.

- 7 ноября далекого теперь уже 1896 года произошло знаменательное событие: состоялось торжественное открытие железнодорожной линии, соединяющей Пензу с Югом России, - сказал мой сопровождающий А. Сачков. - Пенза-3 тогда имела иное название - станция Пенза Рязано-Уральской дороги.

С 1 декабря в том же 1896 году началось движение поездов по маршруту Пенза - Ртищево. Старинное одноэтажное здание вокзала, которое мы видим, сохранилось до наших дней.

Построенное из кирпича в псевдорусском стиле, оно изобилует каменными узорами. Жаль, что утрачены шпили, венчавшие башенки и щипцовую кровлю главного входа. В свое время они служили эффектным украшением постройки.

Невозможно не обратить внимание и на стоящую рядом старинную кирпичную водонапорную башню. Ровесница железнодорожного вокзала примечательна прежде всего тем, что является одним из немногих таких сооружений, сохранивших первоначальную форму кровли.

В 2015 году возле вокзала был установлен памятный знак - кенотаф чехословацким легионерам, погибшим в 1918 году в боях с большевистским гарнизоном Пензы.

В настоящее время Пензу-3 с Пензой-1 и Ртищево-1 соединяют четыре электрички. До Ртищево отсюда 155 километров.

СТОДЕСЯТИЛЕТНЯЯ ЭКЛЕКТИКА

В этом году вокзалу станции Пенза-4 исполнится 110 лет. Длинное одноэтажное здание чем-то напоминает предыдущий объект нашего путешествия.

Пенза-4 когда-то, как и Пенза-3, имела другое название - станция Пенза Московско-Казанской железной дороги.

- Свое влияние на облик здания оказала эклектика - смешение элементов различных стилей и направлений, - поясняет мой гид. - Посмотрите - декоративные элементы фасада из тесаного или фигурного кирпича сочетаются со строгими классическими формами.

В настоящее время вокзал станции Пенза-4, по словам А. Сачкова, действует только как пригородный. С него отправляются поезда на Рузаевку (до нее 138 км) и Пензу-3. Линия была электрифицирована в 1969 году. А сама станция выполняет функции приемки и отправки грузов.

Дмитрий Взоров

«Наша Пенза», № 13, 27 марта 2019 г.

0
0
0

Гость||

penzainform.ru писал(a):

А вверх взметнулась одиннадцатиэтажная вокзальная гостиница. На ее фасадной стене торопят отъезжающих огромные стрелки башенных часов.
Это не часы, а АРТ-ОБЪЕКТ. Даже не украшение, а именно АРТ-ВЫБРОС. Никого эти "часы" не торопят. Всем на них плевать. А брать в расчёт показания этих "часов" перед отправлением поезда будет только альтернативно одарённый. Интереса для горожан и туристов этот арт-объект "часы" не представляет. Функционала классических вокзальных часов не несёт. Уважаемый Дмитрий Взоров! Никого эти "часы" не торопят. Можете мне не верить, а устроить опрос на Привокзальной площади среди отъезжающих. Чемпионат мира по футболу кстати доказал что эти "часы" пустое место не только как часовой механизм но и безликий символ.

Гость||

Кенотаф белочешским военным преступникам, устроившим в 1918 году массовое убийство пензенских рабочих и крестьях, а так же разграбивших наш город, в свете последних событий с пражским памятником маршалу Коневу следует убрать с территории города Пензы. Нечего пензенцам проявлять память и знаки уважения к своим врагам.


 
 
 
 
 
 
 
 

Архив газет

с 
по 

Лента новостей

Последние новости

Народный репортер

Мы публикуем самые интересные новости от наших читателей.
Присылайте: editor@penzainform.ru

Адрес редакции: 440026, Россия, г. Пенза,
ул. Кирова, д.18Б.
Тел: 8(8412) 238-001

E-mail редакции: editor@penzainform.ru

Рекламный отдел: 8(8412) 238-003 или 8(8412) 30-36-37

e-mail: reklama@penzainform.ru

Если ВЫ заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите его фрагмент и нажмите Ctrl+Enter!

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ» |18+| 2011—2024

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство ЭЛ № ФС 77-77315 от 10.12.2019 года. Учредитель ООО «ПензаИнформ». Главный редактор — Белова С.Д. Телефон редакции 8 (8412) 238-001, e-mail: editor@penzainform.ru.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии.

Мобильная версия | Пользовательское соглашение | Реклама на сайте