Сетевое издание|18+|Среда|9 окт 2024|22:16
rss PenzaInform в Одноклассниках PenzaInform в Вконтакте PenzaInform в Telegram PenzaInform в Дзен

Через социальные сети

Через аккаунт на сайте

Имя
Пароль
+11oC
+12oC
Погода | Сегодня | Ясно |
+11oC
+12oC
Завтра | Облачно |
 
04.09.2014|14:18


Приходя на спектакль в областной драматический театр, зритель видит лишь верхушку айсберга. То есть непосредственно игру актеров на сцене.

Конечно, большинству читающих эти строки известно о том, что в театре помимо актеров трудятся администраторы, декораторы, бутафоры, костюмеры... Но как именно выглядит их работа, знает не каждый.

Вот мы и решили восполнить пробел - познакомить читателей «МЛ» с театральным закулисьем. А помог нам в этом деле заведующий литературной частью театра Виталий Соколов.

«ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ КОСТЮМЧИК СИДЕЛ...»

Экскурсию мы начали с цеха, где шьют костюмы. Заведующая пошивочным цехом Валентина Чурлина в театре уже 23 года.

«До сих пор переживаем, что пожар 2008 года уничтожил практически все театральные костюмы, - качает головой Валентина Тимофеевна. - А ведь среди них были поистине уникальные - некоторые хранились со времен драмкружка им. Белинского, существовавшего до революции.

Но и среди немногих сохранившихся есть костюмы с историей. Те, в которых играли наши народные артисты, в том числе ушедшие из жизни Людмила Лозицкая и Мария Тамбулатова. Причем изредка эти реликвии до сих пор используются в некоторых спектаклях».

Команда Валентины Чурлиной пошила костюмы уже более чем к сотне спектаклей. Работать иногда приходится в авральном режиме.

Это связано в основном с тем, что иногородние режиссеры нередко появляются в театре едва ли не накануне премьеры, как это случалось, например, с Беляковичем. А утверждение костюмов происходит непосредственно режиссером. И еще не факт, что эскизы ему понравятся.

«В запарке, бывает, и какой-нибудь казус случается, - рассказывают мастерицы. - К примеру, рукав вошьем в горловину, а выясняется это только на примерке. Кстати, мерки на каждого из актеров хранятся в нашем архиве. Фигура у подавляющего большинства не меняется долгие годы, и мы радуемся, что никто из них ни на диету не садится, ни поправляется. А то пришлось бы костюмы заново перешивать».

Есть у закройщиц и любимые спектакли, например, костюмированные сказки «Золушка» и «Снежная королева». Кстати, платье для Золушки необычное, оно сделано словно по заказу фокусника. Главная героиня в одной из сцен одета чуть ли не в лохмотья, а в следующее мгновение ее обноски превращаются в изумительной красоты платье!

Все наряды шьются по эскизам художника по костюмам Марины Смельчаковой. Кстати, в 1991 году Марина - еще под фамилией Худякова - стала победительницей городского конкурса красоты. Но ушла не в модельный бизнес, как ей настойчиво предлагали, а в театр, о работе в котором мечтала с детства.

«С моей профессией связано немало забавных историй, - утверждает Смельчакова. - Как-то актриса примеряла юбку с хвостом, сшитую для сказки, и заявляет: «Марин, а что это у меня хвост спереди?» - «А повернуть юбку не пробовала?»

Или две актрисы меряют одинаковые головные уборы, которые сшиты по индивидуальным меркам. Одна заявляет, что убор ей мал, а вторая говорит, что у нее голова тонет в шляпке. «Поменяться не хотите?» - спрашиваю их, сдерживая улыбку».

РУКОТВОРНЫЙ МИР

А теперь мы в гостях у цеха, где мастерят декорации и бутафорию. Заведующие художественно-постановочной частью Николай Селиверстов рассказывает нам о подготовке к премьере возрожденного спектакля «Вадим» по неоконченному произведению Лермонтова.

Столяр Иван Синицын доделывает деревянный каркас купола церкви, который во время спектакля должен почти постоянно присутствовать на сцене. В театре Иван Николаевич трудится почти 30 лет. За эти годы он снискал себе славу затейника и балагура.

Одна из историй датируется началом 90-х. В минуты досуга Синицын вырезал из полешка... человеческую руку - ладонь с запястьем. Отшлифовал, покрыл лаком, так что с виду ее было не отличить от настоящей.

«Я эту культяпку в карман халата сунул да и пошел знакомиться с новым актером, который только пополнил нашу труппу, - рассказывает Иван Николаевич. - Подхожу к новоприбывшему, говорю: «Здравствуйте, я Иван Николаевич, театральный столяр». А сам свою родную руку прячу поглубже в рукав, вытаскиваю из кармана деревянную и протягиваю.

Актер автоматически пожимает деревяшку, тут же чувствует, что что-то не так, опускает глаза, и они у него становятся навыкат. «А... а как же вы с протезом работаете?» - спрашивает. «Да вот так, - говорю, - куда деваться-то? Я уже третий плотник в театре, которому руку циркуляркой отрезает. Те двое по инвалидности уволились, а я еще держусь. Левая-то вон - пока на месте».

О том, что его разыгрывают, актер узнал намного позже.

И ЗДЕСЬ СИНТЕТИКА

А вы знаете, кто такой постижер? Это специалист по изготовлению париков, накладных усов, бород, бакенбардов. В театре это очень даже востребованная профессия. Постижеров в пензенской драме трое, а руководит ими Людмила Рязанова.

«Я в театре уже 45 лет и помню времена, когда парики делали из натуральных волос, - говорит Людмила Николаевна. - Причем делали мы их сами, а волосы или покупали, или по знакомству выпрашивали в парикмахерских. Но после пожара от тех париков остались одни воспоминания. Сейчас же все делается из искусственного волоса, а парики, шиньоны, усы, бороды мы покупаем в специализированном магазине. Но зрителю все равно не видно, натуральный волос или искусственный, так что трагедию мы из этого не делаем».

У постижеров на памяти тоже хватает забавных историй.

«Лет 25 назад Женя Бакалов играл в спектакле «Дракон» Ланцелота, - вспоминает Людмила Рязанова. - В первом акте перед публикой артист щеголял с густой шевелюрой, а в антракте попросил мою коллегу Ольгу остричь его под ежик. Мол, по сюжету после битвы с Драконом прошел год, и герой Бакалова неожиданно постарел и полысел.

Об этой задумке не знал никто, и, когда Женя вышел на сцену, остальные актеры просто лишились дара речи. Не говоря уже о зрителях...

А к спектаклю «Тихий Дон» мы нашим ряженым казакам чубы приделали к козырькам фуражек. И в сцене сабельной схватки у одного из актеров фуражка свалилась вместе с чубом!

Смешно получилось с Андреем Аббасовым, когда в спектакле «Дамы и гусары» ему пришлось целоваться с Альбиной Смеловой. Поцелуй получился таким «удачным», что накладные усы нашего гусара остались на шиньоне Альбины. Что после этого творилось в зрительном зале, словами не передать».

ВЕРШИНА АЙСБЕРГА

Конечно же, перед тем как покинуть театр, корреспонденты «МЛ» не могли не заглянуть на сцену, где актеры готовились к репетиции музыкальной сказки «Все мыши любят сыр». Об интересном совпадении рассказал Сергей Дрожжилов. Он, Ольга Белякова и Анатолий Громов играют в этом спектакле семью серых мышей. Папа, мама и сынок соответственно.

А в премьерной постановке «Вадим», которая скоро будет представлена пензенскому зрителю, Дрожжилов также играет главу семьи, Белякова - его супругу, а Громов - сына.

Получается, что мышиная семья в полном составе перекочевала из музыкальной сказки в серьезное драматическое произведение.

«У нас порядка 40 актеров, а работают в театре 200 человек! - подводит итог нашей необычной экскурсии Виталий Соколов. - И, конечно, далеко не все имена, причастных к очередной постановке появляются на афишах, а уж в лицо зритель и вовсе практически никого не знает из тех, кто мастерил декорации, костюмы, бутафорию. И очень здорово, что хотя бы о ком-то из них пензяки узнают благодаря «Молодому ленинцу».

Яков Белкин

«Молодой ленинец», № 35, 2 сентября 2014 г.

0
0
0


 
 
 
 
 
 
 
 

Архив газет

с 
по 

Лента новостей

Последние новости

Народный репортер

Мы публикуем самые интересные новости от наших читателей.
Присылайте: editor@penzainform.ru

Адрес редакции: 440026, Россия, г. Пенза,
ул. Кирова, д.18Б.
Тел: 8(8412) 238-001

E-mail редакции: editor@penzainform.ru

Рекламный отдел: 8(8412) 238-003 или 8(8412) 30-36-37

e-mail: reklama@penzainform.ru

Если ВЫ заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите его фрагмент и нажмите Ctrl+Enter!

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ» |18+| 2011—2024

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Реестровая запись ЭЛ № ФС 77-77315 от 10.12.2019 года. Учредитель ООО «ПензаИнформ». Главный редактор — Белова С.Д. Телефон редакции 8 (8412) 238-001, e-mail: editor@penzainform.ru.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии.

Мобильная версия | Пользовательское соглашение | Реклама на сайте