Сетевое издание|18+|Воскресенье|13 окт 2024|19:19
rss PenzaInform в Одноклассниках PenzaInform в Вконтакте PenzaInform в Telegram PenzaInform в Дзен

Через социальные сети

Через аккаунт на сайте

Имя
Пароль
+4oC
+5oC
Погода | Сегодня | Ясно |
+8oC
+9oC
Завтра | Ясно |
 
27.03.2013|11:11


В битве при Бородино Николай Кривцов был ранен и при отступлении русских войск из Москвы оставлен в госпитале как умирающий. Очнувшись, офицер увидел себя во французском лазарете, а когда французский дипломат маркиз Коленкур узнал о пленном офицере, то тотчас пришел к нему: «Как это кстати! Уверен, вас пожелает видеть мой император».

В ответ Кривцов лишь усмехнулся: «Вы не спросили меня, хочу ли я видеть Наполеона». Так в госпитале русский офицер и дождался возвращения наших войск в Первопрестольную. Примечательно, что он спас от расправы разъяренных москвичей почти сотню увечных французов, объявив последних своими пленными.

В битве под Кульмом последнее выпущенное в сражении ядро оторвало Николаю Ивановичу ногу выше колена. В госпитале раненого навестил император Александр I: «Чего ты просишь за свой подвиг?» - «Желаю быть похороненным в Париже!» - ответил калека.

Александр Павлович тотчас распорядился: «Из армии Кривцова не увольнять».

На Венском конгрессе, решавшем судьбы послевоенной Европы, Николай Кривцов, уже проходивший по ведомству Министерства иностранных дел, вальсировал на пробковом протезе, «...сделанном столь искусно, что выглядел естественно». И немало любовных побед одержал как в столице австрийской империи, так и позже в Лондоне.

В России же камергер Кривцов до беспамятства влюбился в дочь сенатора Вадковского Екатерину. Невеста была знатна и богата. При орденах, в очках, поскрипывая протезом, Николай Иванович произвел своим красноречием на барышню неизгладимое впечатление.

Стыдно даже сказать, Екатерина Федоровна позволила прилюдно нести кавалеру собственную шляпку, что по тем временам приравнивалось к откровенному жгучему поцелую. Окружающим стало ясно - свадьбы не миновать.

Александр Павлович так благоволил к Кривцову, что подарил 100 000 на венчание и предоставил дом в Царском Селе, а в 1823 году назначил тульским губернатором. Здесь и начинается завязка нашей истории.

В городе оружейников и самоваров Николай Иванович как-то разом охладел к супруге. История умалчивает, где он познакомился с пензячкой Елизаветой Горсткиной, но без нее он уже не мыслил своего существования. Дело дошло до того, что Николай Иванович, наплевав на пересуды, начал таскать пассию с собой повсюду.

Екатерина Федоровна пыталась объясниться с мужем - тщетно, пробовала говорить с Горсткиной, но та лишь расхохоталась в ответ: «Он мой, что хочу, то с ним и сделаю, так и знайте!» Тогда оскорбленная жена попыталась вызвать у благоверного ревность, флиртуя с молодыми людьми. Однако, по воспоминаниям современников, Кривцов «никогда ее не ревновал, что приводило женщину в отчаяние. С непонятной жестокостью он словно казнил жену упорным молчанием, угнетал ее и мучил».

А когда тульского губернатора перевели на такую же должность в Воронеж, то первым делом он пригласил с собой «сердечного дружка Лизавету». Здесь Николай Иванович избил тертого мошенника, чиновника канцелярии дворянина Кандаурова.

Скандал замять не удалось, и дело докатилось до Санкт-Петербурга. Но и теперь Кривцов печалился не о жене, а находил утешение на пышной груди мадам Горсткиной, которая, кстати, жила с ним в одном доме!

Вскоре последовал императорский указ об отставке, и шведская семья, состоящая из Николая, Екатерины и Елизаветы, отправилась в село Любичи Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Правда, в деревне с ее патриархальным укладом жизни держать при себе любовницу было невозможно, соседи-помещики этого не поняли бы и не простили.

Вот тогда Кривцов и придумал хитрый вольт: отправил возлюбленную в Пензу к ее дяде-декабристу Ивану Николаевичу Горсткину. С завидным постоянством Николай Иванович наезжал в наш город, причем в этих поездках его всегда сопровождала Екатерина Федоровна. Такое он ей придумал унижение.

Окружающие стали поговаривать, будто Кривцов начал хлопотать перед церковью о разводе, как случилось нечто необъяснимое.

В один из дней Кривцов вдруг заперся в столярной мастерской, где и провел почти сутки. Вышел он оттуда, таща на спине гроб. «Это мне, - объяснил он супруге. - Я и эпитафию на могильную плиту придумал: «Ни на что не надеясь, ничего более не страшусь». Ты уж прости, ради Бога, меня за все». Через неделю Николай Иванович тихо умер в своем рабочем кабинете. Шел 1843-й год.

Владимир Вержбовский

«Молодой ленинец», № 13, 26 марта 2013 г.

0
0
0

Гость||

Сейчас такой номер не прошёл бы. Упекли бы в дурку.


 
 
 
 
 
 
 
 

Архив газет

с 
по 

Лента новостей

Последние новости

Народный репортер

Мы публикуем самые интересные новости от наших читателей.
Присылайте: editor@penzainform.ru

Адрес редакции: 440026, Россия, г. Пенза,
ул. Кирова, д.18Б.
Тел: 8(8412) 238-001

E-mail редакции: editor@penzainform.ru

Рекламный отдел: 8(8412) 238-003 или 8(8412) 30-36-37

e-mail: reklama@penzainform.ru

Если ВЫ заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите его фрагмент и нажмите Ctrl+Enter!

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ» |18+| 2011—2024

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Реестровая запись ЭЛ № ФС 77-77315 от 10.12.2019 года. Учредитель ООО «ПензаИнформ». Главный редактор — Белова С.Д. Телефон редакции 8 (8412) 238-001, e-mail: editor@penzainform.ru.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии.

Мобильная версия | Пользовательское соглашение | Реклама на сайте