05.05.2022|21:21

Кроме наград своей страны, во время Великой Отечественной войны советские солдаты нередко получали медали и ордена от союзников. Например, 16 гражданам СССР вручили орден Народного Героя - вторую по значимости награду Югославии. Среди орденоносцев есть и уроженец Бековского района Борис Калинкин.

От слесаря до пилота

Борис Тихонович Калинкин родился в селе Дубасово Бековского района 14 апреля 1913 года в семье крестьянина. Рос обычным парнишкой. Учился в семилетней школе, работал на мясокомбинате помощником слесаря.

Позже парня отправили на учебу в Балашовскую школу Гражданского воздушного флота. Из нее выпустилось более ста летчиков, получивших звание Героя Советского Союза. Обучение в школе определило судьбу пензенца: всю оставшуюся жизнь Борис Тихонович связал с небом.

В книге «Бековчане - Герои Советского Союза» описывается довоенный путь Калинкина. После окончания школы он работает летчиком-инструктором, в 1938 году его переводят в Пятигорск на должность пилота пассажирского самолета.

В первые дни войны началась тяжелая работа: пензенец доставлял военные грузы защитникам Кавказа, забрасывал в тыл врага десант. Причем большую часть войны Калинкин провел на Ли-2, на котором из вооружения - один курсовой пулемет.

«Ход конем»

Решающим для Калинкина стал 1944 год. Есть упоминание, что в марте он отправился на правительственное задание в столицу Египта Каир, совершил несколько рейсов в Югославию, выполнял секретную военную миссию. Кроме того, он доставлял бойцам оружие, медикаменты, продовольствие. Спустя два месяца, в мае, он получил задание, которое оказалось самым важным в его жизни.

Тогда, весной 1944 года, германское командование задумало операцию «Ход конем» для перехвата инициативы в войне. В тот момент положение немцев на всех фронтах было близким к катастрофическому: главного союзника, Италию, заставили капитулировать, США и Англия готовились провести самую масштабную операцию по высадке войск во Франции, советские войска освободили большую часть территории Украины и вышли к своей прежней границе, а на Балканах набирало обороты партизанское движение.

И «Ход конем» предназначался именно для партизан. Немецкое командование хотело «хирургически точным ударом» уничтожить партизанские силы и их верховный штаб. В качестве туше планировалось убийство командира югославских партизан Иосипа Броз Тито, который был лидером движения. Гибель лидера, несомненно, надломила бы боевой дух его подчиненных и помогла бы немцам сконцентрироваться на других фронтах.

В ходе операции планировалось захватить город Дрвара, где располагался штаб во главе с Тито. Кроме сухопутных войск в операции участвовали и немецкие десантники, элита Вермахта.

План провалился. Город взяли, но Тито, члены верховного штаба и правительства Югославии бежали в горы. Десять дней по заброшенным тропам югославы скрывались от преследователей-немцев.

Под носом у СС

В это время и был отдан приказ экипажу самолета, пилотом которого являлся Калинкин: спасти маршала Тито, не допустить его гибели и упадка боевого духа югославской армии. Борис Калинкин и раньше доставлял грузы в Югославию. Но в этот раз задача усложнялась в разы. Пролететь над территорией врага, найти место, где прячутся союзники, успеть спасти будущего главу Югославии и вывезти быстрей, чем его найдут немцы! И самому остаться в живых!

Но задание есть задание. План полета тщательно разрабатывали. Ли-2 пролетел по маршруту Кавказ - Тегеран - Бари в Италию. Оттуда измученным югославам поступил сигнал «Ждите самолета».

Экипаж состоял сразу из трех человек, среди которых был Борис Калинкин. В ночь на 4 июня они подняли свое воздушное судно и направились к месту, где прятались югославы. Путь лежал через Адриатическое море, через линию побережья, ощетинившуюся зенитками. Погода была как будто на стороне врага: густые облака, нависшие над землей, сильный ветер. Но среди вершин гор советские летчики заметили огни костров и опознавательные знаки! Найдены! Самолет приземлился, чтобы забрать партизан. Тито и офицеры-югославы были спасены. Этот рейс летчики выполнили под носом у 7-й дивизии СС.

20 июня Борис Калинкин получил звание Героя Советского Союза. А в новом штабе на острове Вис в Адриатическом море Иосип Броз Тито пригласил отважных летчиков на ужин, на котором объявил о награждении Орденом Народного Героя. Правда, саму награду вручили потом, в освобожденном Белграде в октябре 1944 года. На всех портретах шею героя будет украшать орден, полученный от главы союзного государства.

Затем Калинкин участвовал в освобождении Польши, Берлинской и Пражской операциях. Летчик прожил совсем недолго после победы в войне. 10 июня 1945 года его жизнь трагически оборвалась. Калинкин на легковой машине столкнулся с грузовиком «Студебеккер». Позже сообщалось, что это была не случайность, а расчет. Писали, что, возможно, герой погиб от рук немецкой разведки, представители которой еще долго скрывались на территории Германии.

«Аргументы и факты», № 18, 4 мая 2022 г.

Оригинал и другие интересные статьи на сайте penza.aif.ru.

Фото с сайта airpages.ru.

0
0
0
Имя: Гость
Комментарий:

Введите защитный код, указанный на картинке:

Примечание: Уважаемый Гость! Зарегистрируйтесь, и вы сможете в свои сообщения вставлять картинки, видео, смайлы, файлы и пр.
 
 
 
 
 
 
 
 

Архив газет

с 
по 

Лента новостей

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ» | 2011—2022

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство ЭЛ № ФС 77-77315 от 10.12.2019 года. Учредитель ООО «ПензаИнформ». Главный редактор — Языченко Т.С. Телефон редакции 8 (8412) 200-170, e-mail: editor@penzainform.ru
Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт penzainform.ru.
Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал penzainform.ru. Для читателей старше 18 лет.
Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.

Мобильная версия | Пользовательское соглашение | Реклама на сайте