Сетевое издание|18+|Четверг|6 мая 2021|11:57
rss PenzaInform в Twitter PenzaInform в FaceBook PenzaInform в Одноклассниках PenzaInform в Вконтакте PenzaInform в Instagram Telegram Яндекс ZEN

Через социальные сети

Через аккаунт на сайте

Имя
Пароль
+16oC
+17oC
Погода | Сегодня | Облачно |
+17oC
+18oC
Завтра | Облачно |
23.04.2016|14:36

Пензенскому казачьему атаману 66 лет. Но над военной выправкой никакие годы не властны. Усы - тоже классика образа. С ними, конечно, колоритнее.

Форму Владимир Тымчук надевает почти каждый день - дел много: встречи, переговоры, воспитательные моменты, визиты. Да и перед казачьим братством нужно представать чин по чину: в пензенском отделе Волжского казачества - 1 500 человек плюс их семьи. У всех свои нужды и чаяния.

«Я казак в четвертом поколении, и прадед, и дед у меня - Иваны Ивановичи. Традиция такая была - давать ребенку родовое имя, - рассказывает атаман. - А вот отец мой - Ювеналий. Ну, так вышло - пятым ребенком был, Иван уже был «занят». И священник, проводивший крещение, подарил ему свое имя, означающее «вечно молодой». Отец дожил до 85, так что все вполне сработало.

Меня, среднего сына, тоже Иваном назвали. Но тут дядька, мамин брат, в ноженьки родителям упал - мол, у нас с женой детей нет и уже не будет, так хотя бы племяннику разрешите имя мое передать. Пусть Володей зовется! Отказать мама с папой не смогли, и я стал Владимиром. А потом однажды писарь ошибся, и с тех пор в паспорте я значусь как Владимир ЮвИнальевич. Один такой в природе, видимо».

ТАЙНОЕ КРЕЩЕНИЕ

Говорим казак — подразумеваем православие. Сейчас Владимир Тымчук, конечно, часто бывает в церкви, да и дома икон много. Но было время, когда он не имел о религии ни малейшего понятия.

«Мама моя была спортсменка, комсомолка, красавица, - улыбается Владимир Ювинальевич. - А точнее, зампред областного совета спорта, чемпион округа по лыжам и коммунистка до мозга костей. Попробуй не встань, когда по радио гимн звучит, - сразу подзатыльник схлопочешь!

Лишь отец безнаказанно нарушал распорядки и смотрел на коммунистическую муштру с усмешкой. Но сам никакого рвения к вере не проявлял.

И бабушка, сильно рискуя, взяла все в свои руки: тайком крестила всех нас, пятерых детей. А меня брала с собой в церковь. Там я и понял, что вера - это не только куличи на Пасху».

СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ

Впрочем, Владимир Тымчук и сейчас предпочитает не просто надеяться на Бога, но и самому не плошать. У него на шее - нательный крест, привезенный из Луганска. В мятежной Украине пензенский атаман был уже не раз и не два в самый разгар войны. В прошлом году случилось пять поездок - с гуманитарной помощью для мирного населения.

«От казаков города мы отвезли туда две сотни тонн муки, - рассказывает Владимир Ювинальевич. - Раздали по школам, семьям, хлебозаводам. Тетрадки, игрушки, консервы - там всему рады до слез...»

Владимир Тымчук до сих пор не может забыть глаза старушки, которую встретил в хуторе Чернухино. Она еле ходила, плакала и показывала свои запястья, покрытые кровавыми рубцами. Говорила, что «укропы» привязывали ее к изгороди проволокой, изображали стрельбу и снимали все это на видео. А затем демонстрировали это как бесчинства, которые творят русские...

«Когда я вручил этой женщине кое-какую провизию и новенький мяч для внуков, она зарыдала в голос, - часто моргая, вспоминает атаман. - Бережно, почти не дыша, приняла подарок и, словно слиток золота, понесла в дом...»

А еще Владимир Ювинальевич помнит глаза обездоленных людей, сидевших в очереди на получение гуманитарки в местном казачьем штабе. Бесцветные глаза, выплаканные до дна.

«В кармане оставалось 1 200 гривен, - качает головой наш земляк. - Раздал все. Люди обнимали, благодарили, просили сфотографироваться... До сих пор не верится, что это современная реальность...»

«СПАСИБО АТАМАНУ ЗА НАУКУ!»

И в Пензе у атамана всегда много дел. «Очень радует, что молодежь тянется в казачество, - делится Владимир Ювинальевич. — Мы у себя создали военно-патриотический клуб «Казачий дозор» - более трех десятков молодых людей изучают историю, занимаются поисковыми работами, ходят в походы. Сейчас прорабатываем важный проект: хотим установить поклонный крест, закладной камень и возвести часовню в Сосновке. В 1930-е на волне войны с религией здесь были казнены более 300 священников и верующих».

Главное для казачества - дисциплина. Традиционно «аксакалы» входили в сход стариков (совет старейшин) и решали спорные вопросы. Если казак провинился, не миновать ему было плети. А после исполнения приговора он должен был встать, заправиться и выкрикнуть: «Спасибо атаману за науку!»

«Сейчас, конечно, никто никого плетью не вытягивает, - улыбается Владимир Тымчук. - Хотя нагайка у меня на стене висит - но так, просто привет традициям. В казачьей организации действует суд чести, его возглавляет войсковой старшина. В центре внимания - те же вопросы дисциплины.

Запах алкоголя (в казачестве царит сухой закон!), неуплата членских взносов, отказ помочь в общем деле - за это можно схлопотать общественное порицание. За проступки посерьезнее - исключение. Прецедент был совсем недавно: человек распрощался с формой и шашкой за клевету и намеренное искажение информации. Ибо старое казачье правило гласит: не выноси сор из избы.

ЖЕНА - АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ

Это только в степи шашка казаку подруга. А в обычной трудовой жизни его правая рука - любимая женщина. В семье атамана все так и есть: Светлана Валентиновна для мужа и его «ведомства» - и секретарь, и бухгалтер, и делопроизводитель.

«Мы вместе 17 лет, - рассказывает Владимир Тымчук. - Первая супруга моя умерла. Я до сих пор благодарю небеса за то, что она была в моей жизни. И, признаюсь, не верил, что ощущение счастья на много лет возможно испытать вновь. Но мне повезло и во второй раз: встретил Светлану».

Казаки называют ее матушкой или атаманшей. К таким «титулам» Светлана Валентиновна никак не привыкнет, хотя сама из казачьей семьи. «Я просто помогаю мужу во всем. А как же иначе?» - пожимает она плечами.

И супруг это чувствует даже за тысячи километров. Так что порой случаются вовсе необъяснимые вещи.

«Однажды, когда я был на Украине, мы попали под обстрел под печально знаменитым Дебальцево, - вспоминает Владимир Ювинальевич. - Сложно описать те ощущения. Конечно, было страшно — от неизвестности. Но еще больше пугал тот факт, что не могу позвонить жене, кругом же глушилки сотовых сигналов. Когда закончится канонада автоматных очередей, взрывы мин и стрельба из орудий, непонятно, а мы еще и колесо прокололи...

И вдруг через некоторое время раздается звонок от Светланы - сердце ей подсказало, что нужно меня набрать, чудом сигнал пробился. «Приезжай, жду тебя», - услышал я в трубке. И - хотите верьте, хотите нет - почти сразу стрельба утихла, мы починились и выбрались. Жена - мой ангел-хранитель, не иначе».

Самое главное - сохранять любовь и хорошую погоду в доме, уверены Тымчуки. Ну а мужчина в семье должен делать все возможное, чтобы домашние ни в чем не нуждались. Опять же, есть старая казачья заповедь: не можешь обеспечить семью - лишаешься права быть старшим, и оно переходит к сыну.

Словом, рая в шалаше не построишь. И здесь даже неважно, из чего твои хоромы. Может быть и деревянная избушка, но с миром, ладом, уютом, песнями, пирогами и самоваром, кучей друзей и детьми-внуками по лавкам. Кстати, у самого атамана дом именно такой, аутентичный, срубовой. И самовар имеется - 1740 года, причем действующий.

«Нам сейчас выделили большое помещение под штаб, - делится атаман. - Непременно организуем там музей. И этот раритет станет первым экспонатом. А остальные, я уверен, соберем общими усилиями пензяков - историю нужно любить и хранить, собирая по крупицам и оберегая для будущих поколений».

Ксения Вдовикина

«Молодой ленинец», № 15, 19 апреля 2016 г.

0
0
0
0
Гость||

Гость писал(a):

Куча народу из казачества ушло по одной причине.Им говорили:"Ты нет никто в казачестве"."Ты не потомственный казак,поэтому прав никаких не имеешь"
Явно очень дурное устройство отношений. Не было и нет умной головы в этой организации. Лидера не назначают. Его видят и признают. А в этой компании с самого начала начали управлять и диктовать кто есть кто по команде сверху.

Ни казачий устав, ни законы России, ни христианские обычаи отношений не соблюдаются.

Гость||

Нынешнее "казачество" сродни "ночным шакалам".

Гость||

Гость писал(a):

Должность атамана выборная. И неважно какая фамилия.
Да атаманить в реестровом войсковом (и якобы казачьем) обществе может и Лёва Лезерман ("Он взял за это денег - боже ж мой!"). Но: казаком от этого он не станет!

Евгений Знаев (гость)||

Возрождение казачества идёт вот уже третий десяток лет, но от завершения этот процесс так же далёк, как и в 1980-х годах, а может быть, и ещё дальше. Активисты и деятели казачьего возрождения сваливают вину за это на противодействие правящих кругов РФ и других постсоветских республик, на неподходящие личные качества атаманов и проч., но при трезвой оценке всё это оказывается идеалистическим бредом. На самом деле причина лежит глубже, однако назвать её можно без труда. Причина в том, что практически никто не имеет представления, какое казачество должно явиться на свет в результате его возрождения. Существующие концепции Возрождения не имеют ничего общего с реальностью.

Одна из наиболее раскрученных и наименее реальных – концепция «государственной службы казачества», используемая правящими кругами РФ. Что должна представлять собой эта «государственная служба» – не известно никому, включая и авторов концепции. Во-первых, никто не знает, что за служба ожидается от нас. Уж как ни изгалялись творцы и исполнители, но дальше патрулирования улиц фантазии так и не хватило. Впрочем, в этих рамках фантазия таки бурлит – в Сибири даже додумались возложить на «казаков» обязанности судебных приставов, долги по квартплате взимать.

Правящие круги объявили свободный набор в подконтрольные ему организации (т. н. «реестр»), так что туда может вступить любой – казак он там или не казак - будет казаком. Ничего такого уж небывалого в этом нет. Казачество всегда было сильно тем, что принимало в свои ряды всех желающих. Известный эпизод из «Тихого Дона», когда повстанческий атаман Фомин прогоняет желающего вступить в его отряд еврея, на самом деле для казачества нехарактерен. В военно-статистическом описании Войска Донского 1913 г. специально упоминается о новых казаках с фамилиями Рабиновичев, Штольцев и Шульцев (при приёме в казаки обязательным образом добавлялось окончание фамилии на «ев/ов»). В Астраханском войске из 60 станиц три были населены казаками иудейского вероисповедания, что, кстати, имело место и в Войске Донском, хотя и в меньших масштабах. Другой вопрос, что показаченные новички попадали в обработку к старым казакам и проходили хорошую школу для соответствия казачьему званию. В «реестре» этого нет, не ожидается и в принципе невозможно.

Наши бюрократы не так уж и виновны в тупиковости концепции «государственной службы казачества». Они всего лишь озвучивают (обюрокрачивают!) ту степень понимания социально-политического феномена казачества, которая господствует в русском общественном сознании.

Когда рухнул источенный коррупцией и изменой Советский Союз, и мы решили, что настало время Казачьего возрождения, нам, естественно, потребовалось опереться на общественное мнение русских народных масс.

Стоит взять хотя бы трогательную уверенность среднего русского человека в том, что казачье призвание – служить. Как бобик на задних лапках. Если бобику за службу полагается хотя бы миска похлёбки минимум два раза в день, то казаку и этого не надо, он должен служить ради самого процесса службы – вот такой он мазохист. И не думайте, что я утрирую – почитайте труды самых благорасположенных к казачеству публицистов, и там, как вы увидите, казачий вопрос понимается именно так. Ну, а бюрократы всего лишь добросовестно перелагают (как могут) это понимание на язык основополагающих документов. Это касается и церковников, чья концепция возрождения казачества ещё более нелепа, чем у правящих кругов. Почитаешь творения на эту тему, и сразу становится ясно, каким они видят казака. Казак в их понимании – это любезно-покорный прихожанин, образцовый раб Божий, а казачество в целом – образцовый крестный ход, и не более того. Поневоле помянешь блаженныя памяти владыку Иоанна, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, который – единственный из церковных иерархов! – знал, чего хочет казачество и чего он хочет от казачества, и умел своим пастырским словом будить нас на возрождение. Нет, я не обвиняю церковную иерархию в небрежении, она полна готовности руководствовать духовной жизнью и возрождением казачества. Вот только она не имеет реального понимания – что казачеству нужно.

Что уж говорить о церковной иерархии, если даже большинство атаманов (я говорю о вольных атаманах, не о чиновниках от реестра) этого не понимают. В их среде господствуют романтические представления о казачестве как о вольных общинах образца XVI—XVII веков, и это представление они проецируют в казачьи массы. Вряд ли большинство атаманов понимают, что Средневековье бесповоротно прошло. Правда, некоторые философы и политологи предсказывают Новое средневековье, но строить на этих ожиданиях концепции Возрождения казачества – значит пребывать в ожидании того процесса, который может начаться, а может и не начаться. И главное – то, что в процессе этого ожидания ничего конкретного нельзя сделать.

Но ведь казачество всегда жило по законам военной стратегии, а среди них есть и такой закон: «Войско, собранное для ввода в бой, должно практически сразу приступить к действию. Ожидание разложит его, и когда придёт время действовать, войско окажется небоеспособным». Именно это мы видим сейчас на практике – казачьи массы устали ожидать каких-то подвижек в деле Возрождения, их всё больше охватывает апатия и неверие в своих вождей и в саму идею Возрождения. Никто из нас не чужд казачьей романтике, однако приходится признать, что романтизм, возведённый в степень политической концепции, заводит нас в тупик.

Основной причиной такого положения в казачьем движении, на мой взгляд, является то, что в своё время казачьи идеологи остановились, выдвинув идею Казачьего возрождения, но не сумев выработать его концепцию. Я бы сказал даже – Казачью доктрину, ясно определяющую цели Возрождения, его задачи, а также формы и методы их достижения.

Всем уже понятно, что первый период Казачьего движения – «атаманская вольница» – отшумел навсегда, и наступил новый период. А вот каков этот новый период, что является его содержанием – тут общего мнения нет. При этом фундамент – краеугольный, так сказать, камень Казачьей доктрины – известен всем. Цели Казачьего движения, триединый постулат Возрождения – Казачий присуд, Казачья земля, Казачья культура. А вот пути достижения этих целей не разработаны до сих пор.

Лучше всего получается с культурным планом Возрождения, великое спасибо тем энтузиастам, которые за неё бьются каждый день и который год, но и тут у нас далеко до идеала. Гораздо хуже обстоит дело с Казачьим присудом, т. е. с казачьим самоуправлением, которого нет и от которого мы, как представляется, намного дальше, чем двадцать лет назад. Много причин для этого можно привести, но давайте назовём сразу главную – отсутствие экономической базы под попытками организации самоуправления. Полагаю, что к настоящему моменту всем понятно, что правящие круги РФ казакам по доброй воле ничего не дадут.

Т. е. встаёт во весь рост проблема Казачьей земли, под каковой я. естественно, понимаю не только землю в прямом значении этого слова, но и казачьи активы в целом. Их нет, этих активов, и нет их прежде всего потому, что социально-экономический строй РФ базируется на индивидуальном владении активами. Меж тем казачество является таковым только при условии общинного, если хотите, коллективного владения основными активами, и прежде всего, средствами производства.

Отсюда вывод – казачьи общины должны быть экономическими структурами. В сущности, несмотря на абсолютное господство экономического индивидуализма, правовые основы для формирования и действия таких структур, как кооперативы и акционерные общества, никуда не делись и вполне могут быть применены в современных условиях. Вопрос здесь в другом – каким политическим содержанием должны наполняться экономические структуры.

Изучение и разработку данной проблемы задолго до нас проделал Народно-трудовой союз. Его последовательно сменявшие друг друга концепции корпоративизма, солидаризма и христианской демократии хорошо известны и доступны для изучения, почему я и не стану здесь на них останавливаться. Я хотел бы только подчеркнуть, что реальным рычагом для вывода казачества из современного положения вижу именно теорию и практику солидаризма – создание опорной сети казачьих общин на базе совместного владения средствами производства и совместной трудовой деятельности.

На первооткрывание солидаристского этапа Казачьего движения я не претендую. Таких экономических общин возникло уже немало, и они продолжают возникать. Но мы никак не можем сказать, что это движение уже охватило всю казачью массу и что оно имеет какие-то представительные органы, способные защитить их от всепожирающих хищников – примером этого может быть история некоммерческого партнёрства «Уральское казачество», Магнитогорского городского казачьего общества «Станица Магнитная» (кстати, реестрового) и многие другие.

Мне могут возразить, что-де концепции корпоративизма и солидаризма разработаны в условиях эмиграции и вряд ли пригодны для российских условий. На это я скажу только: а мы что, живём не в условиях эмиграции? Считается, что в РФ 7 млн. казаков или людей, считающих себя таковыми. 5 млн. из них живут за пределами казачьих земель. Остальные 2 миллиона - не знаю, как где, а для моего родного Дона (точнее, для Ростовской области) считают казаков от 9 до 13 % всего населения. Мы – меньшинство повсюду; уже поэтому узаконенные демократические процедуры неприменимы для создания Казачьего присуда.

Поэтому сейчас для нас неизбежен солидаристский, условно говоря, этап Движения. И, соответственно, мощная и повседневная пропаганда, направленная на создание экономических общин, формирование условий их существования и развития и т. п.

Основное условие успешности солидаристского этапа развития – казачье единство. А вот с этим у нас слабо. Я уж не говорю о навязшем в зубах атаманском соперничестве – на то они и пассионарии, чтобы мучиться чрезмерным честолюбием. Но и сами казачьи массы начали делиться между собой. Например, стала всё чаще озвучиваться мыслишка, что казаки – это только те, кто живут в казачьих землях, а «в России» казаков нет, а есть только ряженые. Кто-то же подбрасывает им такие мыслишки, поскольку ранее всем было известно¸ что ровно половина всех казаков после Гражданской войны оказались за пределами своих войск, вынужденно скрываясь от репрессий советской власти, – следовательно, потомки борцов с советской властью оказались «ряжеными»? Отмечу, что и им подсунута столь же «умная» мыслишка – что те казаки, кто сейчас живут на территориях казачьих войск – потомки пособников советской власти, тех, кто за воблу и щепоть пшена убивал и изгонял казаков. В общем, кто-то старается вновь закрутить замкнутый круг братоубийственной вражды.

Однако общим местом социологии и политологии является то положение, что массы сплачивает единственно некая единая генеральная идея. Дать казачьей массе такую идею – основная задача солидаристского этапа развития.

Разумеется, солидаризм – не самоцель. Он должен будет смениться «сионистским» этапом. Но не думайте, что я требую от казачества отпустить пейсы и обрезаться. Речь идёт о переходе на следующую организационную ступень – создание структуры, подобной Всемирной сионистской организации, какой она была создана во второй половине XIX в. Не надо забывать, что своей цели – создания еврейского государства – эта организация добилась. И не стоит ссылаться на какие-либо возникавшие по ходу дела особые обстоятельства. Обстоятельства возникают всегда, главное – чтобы была структура, способная этими обстоятельствами воспользоваться. Так и мы должны будем на «сионистском» этапе выдвинуть лозунг создания Казакии.

Я вижу, что кое-кто удивлён. Наверняка вспомнился тот «отлуп» по поводу казакийских лозунгов, который я давал М.М. Болдыреву в «Казачьем взгляде». Но, если кто внимательно прочитал ту мою статью, то он должен признать, что кусался я по частностям, не опровергая казакийские идеи в целом. Просто выдвигать такие лозунги можно только тогда, когда имеешь что-то в руках, а ещё лучше в рукаве. Я давно знаю и глубоко уважаю Михаила Болдырева, но то, что сделали тогда он и его компания, называется «преждевременным выстрелом». А преждевременный выстрел обнаруживает засаду и ставит её на грань уничтожения в политическом плане так же, как в военном.

И в главном нашем расхождении с Болдыревым я по-прежнему придерживаюсь того взгляда, что изолированная от России Казакия не выживет. Мы можем это видеть на примере того же постепенно хиреющего Израиля. Следовательно, для казачьего движения в его втором периоде неизбежен этап, который в своё время предрёк член Донского круга Павел Агеев в своём знаменитом высказывании: «Чтобы оздоровить Россию, надо её оказачить». Я бы только трансформировал его таким образом: «Чтобы выжила Казакия, надо оказачить Россию». Вот этот постулат и должен будет стать основным содержанием третьего этапа второго периода Казачьего движения.

Эта схемка Казачьей доктрины, набросанная мною перед вами, не претендует на то, чтобы быть абсолютной или даже относительной истиной. Немало уже таких схем было нарисовано казачьими идеологами или даже людьми, на это звание не претендующими, но болеющими за судьбы казачества. Для того, чтобы эта схема обрела хоть какую-нибудь ценность, ей необходима обратная связь с казачьей массой. Та самая связь, которой у нас, откровенно признаемся, нет. И начинать практическую работу по выработке и продвижению Казачьей доктрины надо с установления этой самой обратной связи.

Началом практической работы, по моему глубокому убеждению, должно стать создание Казачьей школы. Пусть в первый год или первые годы её работы преподавание в ней будет вестись на еженедельных занятиях (а для иногородних казаков – ежемесячных или даже чисто методами заочного образования) исключительно лекционно-семинарским методом, но она необходима. Можно сразу назвать круг научных дисциплин – основы геополитики и этнологии, социологии и политологии, несколько больше – экономики, финансов и правоведения, теории и практики психологической войны. Ни истории, ни религиеведения не надо – по этим вопросам казачьи массы уже получили хорошую подготовку и массу литературы. А вот знать, как защитить экономическую организацию общины от рейдерства – необходимо.

Предвижу вопрос – где могут быть востребованы выпускники этой школы? Ну, во-первых, в политических или экономических организациях Казачьего движения им место найдётся. После первого года обучения, если он будет достаточно успешным, можно будет даже перейти к целевому направлению кандидатов на обучение казачьими организациями, в том числе и реестровыми. А во вторых и в главных, они станут пропагандистами Казачьей доктрины в казачьей массе и в верхах Движения. И в то же время в процессе обучения студенты казачьей школы как раз и станут той самой обратной связью, которая даст возможность изложенную выше доктрину обкатать, модифицировать и утвердить. Может быть, от изложенной мною схемы камня на камне не останется, но родится что-то иное, более соответствующее чаяниям казачьей массы, и лично я буду только рад такому обороту дела.

Гость||

Хорошая заметка. Основа казачества - именно Присуд, самоуправление.

А в Пензе его уничтожили с самого начала, когда бюрократы из администрации внедрили в атаманы самодура, бывшего парторга из аэропорта. Племянника бурятского денщика Будённого.... который даже на коня не знал как садиться и за что держаться...

Сразу началась "служба" губернатору-вторсеку кпсс Ковлягину за нехилые кормовые из казны этому атаману.

Гость||

Ой, дайте мне мундир и шашку и я тоже буду ряженым! Как на новый год дед мороз. А усы приклею если надо.

← Ctrl пред.
123
след. Ctrl →
Имя: Гость
Комментарий:

Введите защитный код, указанный на картинке:

Примечание: Уважаемый Гость! Зарегистрируйтесь, и вы сможете в свои сообщения вставлять картинки, видео, смайлы, файлы и пр.
Перейти на эту тему в форуме
 
 
 
 
 
 
 
 

Архив газет

с 
по 

Лента новостей

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ» | 2011—2021

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство ЭЛ № ФС 77-77315 от 10.12.2019 года. Учредитель ООО «ПензаИнформ». Главный редактор — Языченко Т.С.
Телефон редакции 8 (8412) 200-170, e-mail: editor@penzainform.ru
Для читателей старше 18 лет.

Мобильная версия | Пользовательское соглашение | Реклама на сайте