Сетевое издание|18+|Четверг|22 мая 2025|01:24
rss PenzaInform в Одноклассниках PenzaInform в Вконтакте PenzaInform в Telegram PenzaInform в Дзен

Через социальные сети

Через аккаунт на сайте

Имя
Пароль
+13oC
+14oC
Погода | Сегодня | Облачно |
+21oC
+22oC
Завтра | Ясно |
21.05.2025|17:00


Прилавки советских магазинов, в отличие от современных, изобилием не отличались. Однако среди продуктов того времени были такие, которые сегодня найти вряд ли получится.

Почему в СССР бананы были зелеными? Из чего на самом деле состояло креветочное масло? На эти и другие вопросы ответил старший государственный инспектор Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области Андрей Михайлович Плигузов.

СО ВКУСОМ ТРАВЫ

Игорь Польских, penza.aif.ru: Андрей Михайлович, самыми главными экзотическими продуктами в СССР были бананы. Почему они были зелеными?

Андрей Плигузов: Нет, почему же, были еще и сладкие вяленые бананы, которые пользовались спросом даже больше свежего плода.

Зелеными бананы в СССР продавались сразу по нескольким причинам. Главная из них - отсутствие логистических возможностей для их быстрого перемещения в нашу страну, а также несоответствие существующим условиям сохранности. Именно поэтому для импортных поставок отбирались неспелые бананы, вкусом напоминающие траву. Подразумевалось, что в годный вид они должны прийти уже в стране-импортере.

Огромный процент бананов завозился с Кубы. Помещениями для их перевозки служили трюмы кораблей различной вместимости, которые моряки между собой звали «банановозами».

Существует байка о том, что впервые на широком экране в СССР бананы появились в фильме «Старик Хоттабыч». Для съемок их изготовили именно зелеными, так как бананов другого цвета в нашей стране тогда никто не видел.

Нельзя сказать, что зеленые бананы были доступными - очереди за ними, как, впрочем, и за другими продуктами, зачастую выстраивались огромные. К тому же килограмм таких плодов стоил около 2 рублей (для сравнения: батон хлеба стоил 20 копеек. - Прим. корр.).

Однако вяленые бананы советский человек ел чаще, чем мандарины. Основными поставщиками продукта были Китай и затем Вьетнам, где, кстати, они до сих пор производятся в больших количествах.

КРИЛЬ И КРАБЫ

- Правда ли, что в СССР продавалось масло из натуральных креветок и даже крабов?

- В послевоенные годы в СССР на прилавках магазинов были продукты, которые сегодня мы называем экзотическими и дорогими. К ним относится и краб. Он продавался в основном в виде консервов и редкостью для советского гражданина не являлся. Сохранилась информация о том, что жители СССР их даже не любили!

Напомню цитату из одного произведения Василия Аксенова: «Крабы в банках были повсюду и доступны по цене, но их никто не брал, несмотря на потрескивающую в ночи неоновую рекламу. То же самое можно было сказать и про печень трески, и это может подтвердить любой человек, чья юность прошла под статичным и вечным полыханием сталинской стабилизации: «Печень трески! Вкусно! Питательно!».

Крабовые консервы в магазинах буквально навязывались потребителю - их давали, что называется, в нагрузку к более востребованному товару.

То же самое, кстати, можно сказать и о красной и черной икре - советскому гражданину была более по вкусу «икра заморская, баклажанная».

Что же касается именно масла с крабами, то такого продукта не было. А вот креветочное и икорное масло существовало. Первое, согласно ГОСТу, вырабатывалось из натурального мяса криля (мелких морских планктонных ракообразных, то есть рачков), сливочного масла, соли и молотого черного перца. Его вкус был незабываем, и сегодня нам остается только ностальгировать по этому качественному продукту.

Икорное масло также делалось с добавлением натуральной икры разных рыб.

В СССР производство масла было просто невероятным! Если сейчас существует в лучшем случае только несколько его видов, то в советское время ассортимент был гораздо шире. Всего же известно о 30 видах сливочного масла в Советском Союзе. Сегодня о таком разнообразии остается только мечтать.

ПРЯМО ИЗ БОЧКИ

- В советских овощных магазинах можно было купить квашеную капусту, соленые томаты и огурцы в огромных бочках. Почему сегодня их нет в продаже?

- Все дело в санитарных нормах. Современные СанПиН стали появляться только в 90-е годы, был организован специальный контролирующий их соблюдение орган. До этого в СССР за санитарными нормами, по большому счету, никто не следил. Наша же Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному контролю (Россельхознадзор) появилась и того позже - в 2004 году.

Поэтому в советских овощных магазинах продажа продукта из единой емкости не выглядела чем-то удивительным, она была повсеместной. Бочки с квашеной капустой, солеными помидорами и огурцами находились прямо в торговом зале, и любой потребитель мог спокойно руками или специальным половником набрать себе требуемое количество продукта. Говорить о хоть какой-то гигиене в данном случае не приходится. Это и есть ответ на ваш вопрос: здравое понимание соблюдения элементарных правил чистоты перевесило возможность упрощенной реализации готового продукта.

Игорь Польских

«АиФ-Пенза», № 20, 14 мая 2025 года

Оригинал и другие интересные статьи на сайте penza.aif.ru.

0
0
0


 
 
 
 
 

Архив газет

с 
по 

Лента новостей

Последние новости

Народный репортер

Мы публикуем самые интересные новости от наших читателей.
Присылайте: editor@penzainform.ru

Адрес редакции: 440026, Россия, г. Пенза,
ул. Кирова, д.18Б.
Тел: 8(8412) 238-001

E-mail редакции: editor@penzainform.ru

Рекламный отдел: 8(8412) 238-003 или 8(8412) 30-36-37

e-mail: reklama@penzainform.ru

Если ВЫ заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите его фрагмент и нажмите Ctrl+Enter!

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ» |18+| 2011—2025

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Реестровая запись ЭЛ № ФС 77-77315 от 10.12.2019 года. Учредитель ООО «ПензаИнформ». Главный редактор — Белова С.Д. Телефон редакции 8 (8412) 238-001, e-mail: editor@penzainform.ru.
На информационном ресурсе применяются внешние рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)». Правила применения рекомендательных технологий.
Сайт использует сервисы веб-аналитики Яндекс Метрика и LiveInternet. Продолжая использовать этот Сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других данных в соответствии с данным Пользовательским соглашением. Срок обработки персональных данных при помощи cookie-файлов составляет 14 дней.

Мобильная версия | Пользовательское соглашение | Правила применения рекомендательных технологий | Реклама на сайте