В конце апреля 1945 года солдаты США зашли в концлагерь Дахау. То, что произошло потом, одни называют бойней, другие - освобождением. Но точно известно одно: американские бойцы были потрясены увиденным.
Дахау был одним из самых страшных лагерей смерти в Германии. Именно здесь были казнены активисты Сопротивления - Братского союза военнопленных. Один из них - уроженец Пензенской области Александр Тюрин.
БЕЗ ВЕСТИ НЕ ПРОПАВШИЙ
В музее Бессоновской средней школы собраны материалы о земляках, воевавших в годы Великой Отечественной. Когда разговор заходит об Александре Тюрине, то экскурсовод обращает внимание на футбольный мяч - часть экспозиции. Он здесь не случайно.
«Александр был форвардом, нападающим в своей футбольной команде, - рассказывает учитель истории, руководитель музейного комплекса Бессоновской средней школы кандидат исторических наук Татьяна Шестопалова. - Его имя гремело на весь Бессоновский район».
Обычный парнишка из многодетной семьи - у родителей кроме него были еще три сестры: Анна, Антонина, Наталья. Школу окончил накануне войны, устроился работать помощником милиции. Своей сестре Анне писал, что планирует поступить в киевскую школу НКВД.
Все планы сбила война. На фронт Александр ушел одним из первых, добровольцем. Первые месяцы весточки с фронта приходили исправно.
«Сейчас главное - разбить врага. Враг силен, но он погибнет. Если потребуется отдать жизнь за Родину - отдадим», - писал он родным в своем последнем письме из Киева. В октябре 41-го связь прекратилась. Лишь в 1947 году, спустя 2 года после Победы, мать младшего сержанта Александра Тюрина получила извещение: ее сын пропал без вести.
И потом больше десятилетия - не единой весточки.
В 1961 году вышла статья в газете «Комсомольская правда», в ней рассказывалось об антифашистской организации - Братском союзе военнопленных. Одним из ее членов был назван Александр Тюрин. Статью прочитали его сестры.
«Началась активная поисковая работа, в которую включились не только родные, но и односельчане», - продолжает Татьяна Шестопалова.
В конце 60-х годов пришло письмо из Подмосковья от Василия Шахова. Он рассказал: вместе с Сашей был в немецком плену. Под Киевом Александр был тяжело ранен, попал в плен. Несколько раз пытался из него бежать. Безуспешно. Сначала его отправили в концлагерь Мосбург. Это был центр Мюнхенского промышленного района. Именно здесь зародилось ядро Братского союза военнопленных (БСВ). Оно стало кошмаром для немцев.
«Лагеря советско-русских военнопленных офицеров являлись центрами неискоренимой заговорщической деятельности», - писал немецкий ученый В. Герлитц.
ПАРАЛИЗОВАЛИ ПВО
В феврале 1944 года начальник Главного управления имперской безопасности Кальтенбруннер (тот самый, которого россияне знают по «Семнадцати мгновениям весны»), разослал срочную депешу по всем полицейским инстанциям. Он требовал срочно провести обыски советских военнопленных. Если же личного состава для этой задачи было недостаточно, то подчиненные должны «ходатайствовать о выделении дополнительных резервов».
Такая спешка была связана с тем, что немцам попали в руки программа и инструкция БСВ. Гитлеровская контрразведка была в шоке. БСВ оказался одной из крупнейших организаций антифашистского Сопротивления. Ее участники не только саботировали работы на производствах. Они собирали военную информацию, готовили восстание в Мюнхене. Им удалось даже частично парализовать работу ПВО на юго-западе Германии. Считается, что руководителем организации был офицер НКВД Иосиф Фельдман, а также другие советские офицеры.
«Для меня самым удивительным было, что, находясь в тяжелейших условиях, военнопленные нашли силы сопротивляться, смогли завладеть оружием», - обращает внимание бывший директор музейного комплекса в Бессоновской школе Наталья Цыпляева.
«К концу 1943 года Братский союз военнопленных уже привлек к подпольной деятельности сотни людей и создал разветвленную сеть филиалов практически во всех крупных лагерях военнопленных, а также на предприятиях Мюнхена, Карлсруэ, Баден-Бадена и в их окрестностях.
Представители БСВ установили контакты с иностранными военнопленными и заключенными европейских стран, с немецкой подпольной организацией «Антинацистский немецкий народный фронт», - рассказывал в интервью RT председатель правления Фонда Александра Печерского историк Илья Васильев.
- АННФ смог опереться на силы советских военнопленных и «восточных рабочих», а БСВ получал самую свежую информацию, продукты, оружие и фальшивые документы. Благодаря этому Братский союз расширил свои возможности для организации побегов узников концлагерей и подготовки восстания».
Восстания не случилось. В конце 1943 года немцы раскрыли организацию. Ее активистов отправили в один из самых страшных немецких лагерей - Дахау. Александр оказался там в начале 1944 года.
ОПЫТЫ ДЛЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКА
Дахау - один из первых лагерей в нацистской Германии. Его строили «для своих»: первыми узниками были коммунисты, социалисты, евреи, душевнобольные. Все те, кто нарушал чистоту арийской расы или посягал на политический строй в Германии. С началом Второй мировой войны бараки заполнились военнопленными из многих государств.
Над входом в лагерь вывеска «Работа освобождает». В этой фразе - жесточайшая ирония. Труд не помогал выжить. Здесь не только заставляли работать в нечеловеческих условиях - здесь еще и ставили опыты над людьми.
«Немцы считали, что это было необходимо, чтобы проводить сложнейшие операции для немецких генералов, - рассказывает Татьяна Шестопалова. - Все процедуры над пленными проводились без наркоза».
Советских солдат использовали и в качестве живых мишеней для обучения немецких новобранцев. Раненых оставляли умирать на полигоне. И это был еще не самый худший вариант - могли живыми отправить на сжигание в крематорий.
Но были в Дахау задачи поважнее. Именно здесь пытались вывести сверхсолдата. Для этого выясняли пределы возможностей человеческого организма, ставили жестокие эксперименты. Например, помещали пленных в барокамеру и внимательно смотрели, как мучились люди, уродовали себе лицо, пытаясь снизить давление, как сходили с ума.
Какое отношение было к организатором БСВ, стало известно на Нюрнбергском процессе.
«Их доставляли после каждого допроса в совершенно истерзанном состоянии, - рассказал доктор Франтишек Блаха, работавший в Дахау. - Это были люди, которые неделями могли лежать только на животе, и мы должны были удалять отмиравшие части тела и мускулов оперативным путем. Некоторые не выдерживали подобных методов допроса, остальные затем по распоряжению из Берлина, из Главного имперского управления безопасности, в начале сентября 1944 года были доставлены в крематорий и там на коленях расстреляны выстрелом в затылок».
«Я шел сзади на расстоянии 50 метров и видел, что 92 человека с исключительным хладнокровием и бесстрашием идут навстречу смерти, - вспоминает о том страшном дне выживший узник Дахау Карл Редер. - И сейчас перед моими глазами стоят эти решительные люди, спокойно шагающие в крематорий, а вокруг них - крикливые эсэсовцы, похожие на свору собак. Было видно, что эсэсовцы боятся этих людей».
СОЗНАНИЕ ОТКАЗЫВАЛО
Американские солдаты об этой «индустрии смерти» узнали, когда в апреле 1945 года освобождали Дахау.
«То, что я там увидел, по большей части было так ужасно, что сознание просто отказывалось воспринимать все это, - вспоминал Даллас Пейтон (он служил в 70-й мотопехотной дивизии армии США). - Думаю, работал какой-то механизм самосохранения, так что я не очень хорошо помню детали. 2 сцены я помню очень ясно. Первая - это целый поезд с заключенными... Но оказалось, что это не заключенные. Это был поезд с трупами, отправленными в Дахау из Бухенвальда, как я предполагаю, чтобы их сожгли в печах, в крематориях Дахау».
560 человек гарнизона концлагеря были расстреляны американцами. Информацию о тех событиях рассекретили лишь в 1991 году. Одна из версий - у солдат США сдали нервы.
…Почему же так долго не могли сообщить родным о судьбе Тюрина? «Потому что Александр указал другое место рождения, чтобы ограничить семью от репрессий», - писала в своем очерке Наталья Цыпляева.
Но память об Александре Тюрине осталась. В его честь названа улица в Бессоновке, мемориальная доска расположена на здании, в котором раньше находилась школа. 4 сентября бессоновские школьники каждый год проводят товарищеский футбольный матч, вспоминая о своем земляке, который погиб в сердце нацистского ада, но не сдался.
КОММЕНТАРИЙ
Первый заместитель председателя Совета ветеранов УФСБ России по Пензенской области подполковник в отставке Николай Фомичев:
- В НКВД могли обучить диверсионной работе, способам выживания в экстремальных ситуациях. Это являлось необходимым навыком в условиях партизанских борьбы в действиях диверсионно-разведывательных групп, а также при подготовке сотрудников и агентов для внедрения в разведшколы Абвера.
Но никто не предполагал, что могут потребоваться навыки выживания в концлагерях. К этому не готовили. Да, офицеру НКВД, ставшему во главе союза военнопленных, помогли привитые ему навыки конспиративной работы, полученные им умения руководить людьми, находить сторонников. Но главное, благодаря чему военнопленные смогли создать такую крупную организацию, - это любовь к Родине, сила воли и жажда жизни.
Ирина Акишина
«АиФ-Пенза», № 18, 30 апреля 2025 года
Оригинал и другие интересные статьи на сайте penza.aif.ru.