Сетевое издание|18+|Суббота|20 апр 2024|06:07
rss PenzaInform в Одноклассниках PenzaInform в Вконтакте PenzaInform в Telegram PenzaInform в Дзен

Через социальные сети

Через аккаунт на сайте

Имя
Пароль
+10oC
+11oC
Погода | Сегодня | Ясно |
+21oC
+22oC
Завтра | Облачно |
 
03.08.2022|15:20


29 июля в Москве в концертном зале «Мир» состоялась торжественная церемония вручения премии «Золотое перо России» - главной журналистской награды нашей страны. Впервые одним из лауреатов стал пензенский журналист Семен Вахштайн.

Наш разговор состоялся сразу после вручения награды, но получился не совсем праздничным.

- Я когда смотрю список людей, в разные годы получавших эту награду, дух захватывает: Юрий Рост, Ярослав Голованов, Дмитрий Соколов-Митрич, Анна Политковская, Юрий Щекочихин, Владимир Молчанов… Поэтому не удержусь от вопроса: как себя ощущаешь в этом ряду? Как оно там, наверху?

- Я никогда не ощущал себя наверху, особенно сейчас. Подобные ощущения для профессионала - это тупик. А тем, что меня причислили к этому ряду блистательных коллег, скорее всего, я обязан более чем полувековой работе у микрофона. При этом, как ты знаешь, я всегда старался быть честным со своей аудиторией.

- Твоя награда - это пример, что для того, чтобы состояться в профессии необязательно уезжать в столицы? Или же все-таки исключение из правил?

- Давай поменьше пафоса, премия лишь повод для разговора. А в профессии можно состояться и в районной газете, и на заводском радио, если такое еще где-то сохранилось. Конечно, аудитория при этом будет значительно меньше, чем у коллег из федеральных СМИ, но на качестве работы это сказываться не должно.

- Ты мог бы остаться в театре или в картинной галерее. Там, где прекрасное, доброе, вечное. Но выбрал в итоге, причем преодолевая множество преград, неспокойную и неблагодарную нашу профессию. Почему? И не жалеешь ли в итоге об этом?

- Нет, не жалею. Мне всегда хотелось достучаться до умов и сердец радиослушателей напрямую: разумное, доброе, вечное можно сеять не только с помощью того или иного вида искусства.

- В искусстве гораздо больше возможностей для внутренней эмиграции, а значит для сохранения себя как личности в те времена, которые, согласно Левитанскому, не выбирают. Кстати, мне почему-то кажется, что твое увлечение фотографией в какой-то мере именно отсюда.

- Насчет фотографии ты ошибаешься. Мой первый фотоаппарат «Смена-2» я взял в руки в семь с половиной лет. Кстати, именно фотография и привела меня на Пензенское областное телевидение. Один из редакторов «молодежки» увидел мои пейзажные зарисовки и предложил их режиссеру для межсюжетных отбивок. Затем стали направлять вместе с журналистами на съемки. Как-то свободного журналиста не оказалось и мне пришлось самому написать текст к фоторепортажу о строительной бригаде, возводившей одну из первых девятиэтажек в Пензе. Было это в далеком 1968 году. А далее - понеслось.

Что же касается внутренней эмиграции, то я не представляю, как она может совмещаться с публичной профессией. Когда бывало совсем туго, выручал «эзопов язык». Его понимали далеко не все, но умение не только читать, но и слушать «между строк» было свойственно нашему народу в те времена.

- Но я от тебя не раз слышал, что и в профессии, и в жизни, ты «кошка, которая гуляет сама по себе». Человек же, а журналист тем более, существо социальное. Нет ли здесь некоего диссонанса?

- Нет. В профессии, профессиональном общении ты должен быть не просто «социальным существом», а активно социальным. Но когда ты остаешься наедине с чистым листом бумаги, ты должен соотносить свои эмоции с фактами и собственной совестью (извини за употребление этого почти забытого слова). Только так ты сможешь отвечать за сказанное в эфире.

- Страшно, что забыто не только слово, но многими и его суть. Юлий Ким когда-то настаивал, что совесть - это нравственная категория. Какое бы определение дал ты?

- Я абсолютно с ним согласен. Это не только осознание того, что такое хорошо и что такое плохо. Но и стремление совершать поступки и судить о чужих поступках с точки зрения добра и зла. Не хочу вдаваться в философские дебри, но в этом контексте я очень благодарен моим родителям за воспитание.

- Ты хорошо пишешь, прекрасно смотришься в телеэфире и тем не менее выбрал радио, где многое и сложнее, и возможности, на мой взгляд, ограничены. Почему?

- Во-первых, именно потому, что я люблю гулять сам по себе. Чем меньше посредников между мной и аудиторией, тем лучше. Я не хочу зависеть от того, как выставлен в студии свет, в каком настроении оператор и как смонтирует исходник видеоинженер. Поэтому я в свое время и выбрал радио, а со временем стал монтировать собственные радиопрограммы сам.

Во-вторых, радио действительно ограниченно в возможностях. Там нет картинки, с которой считывается 80 процентов информации. Ты должен описать событие или человека так, чтобы слушатель себе его представил. А это, поверь, непросто, а потому интересно. Но это все в прошлом, сейчас радиовещание стало иным…

- Радио сегодня переживает своеобразный ренессанс. Во многом из-за того, что в отличие от печатных СМИ и ТВ его можно слушать в машине, во время пробежки, по дороге на работу. Не задевает тебя вот это «на ходу» и «между делом»?

- Не задевает. Я просто не представляю, как современный радиослушатель сможет выкроить полчаса утреннего времени, чтобы послушать у приемника радиоочерк. Изменилось время, изменились мы. Укоренившееся «клиповое мышление» никто еще отменить не смог.

- Один замечательный поэт сказал: «Чем дольше живешь, тем сильнее мучают слова». Нет такого ощущения? Не возникает желание сесть за стол и написать что-то не на злобу дня и не на потребу хлопотам?

- Пока нет. Еще не дозрел. Сейчас пока разбираю фотоархивы. На будущее загадывать не берусь, но графоманством я никогда не страдал.

- Современная журналистика тороплива, небрежна, не задумчива. Но стоит ли посыпать голову пеплом и винить в этом себя? Разве сегодняшнее общество другое? А журналистика просто не может быть выше того общества, в котором находится. Если только в виде отдельных исключений.

- Увы, успокоительных пилюль у меня нет. Профессия, в которую мы приходили, и то, что есть сейчас, очень сильно отличаются. Порой мне кажется, что это уже совсем разные профессии. А ответить на твой вопрос мне хочется строками из стихотворения блестящего журналиста и писателя ХХ века Ильи Эренбурга, которые я не раз цитировал в эфире:

Мы говорим, когда нам плохо,

Что, видно, такова эпоха,

Но говорим словами теми,

Что нам продиктовало время…

И мы привязаны навеки

К его взыскательной опеке…

Играй ты молча иль речисто,

Играй героя иль статиста,

Но ты ответишь перед всеми

Не только за себя - за Время.

НАША СПРАВКА

«Золотое перо России» - ежегодная профессиональная премия Союза журналистов России. Награда присуждается за выдающиеся профессиональные заслуги, многолетнюю работу в отечественной прессе, на радио и телевидении, гражданскую позицию и нравственный авторитет среди коллег.

Семен Самуилович Вахштайн. Родился 16 января 1947 года. Окончил московский государственный университет культуры и искусств. Работал в пензенском театре драмы, картинной галерее им. Савицкого. В радиоэфире с 1969 года. Автор и ведущий программ «Годы и люди», «Вечерняя Пенза», с 2006 по 2022 год автор и ведущий программы «События и мнения», главный редактор радиостанции «Эхо Пензы». Награжден медалью ордена «За заслуги перед Пензенской областью», почетным знаком губернатора «Во славу земли Пензенской», памятным знаком «За заслуги в развитии г. Пензы», почетным знаком СЖ РФ «Честь. Достоинство. Профессионализм».

Павел Шишкин

«Пензенская правда», 29 июля 2022 г.

Оригинал и другие интересные статьи на сайте издательства «Пензенская правда»

0
0
0

Гость||

Вылизывал любой власти на текущий момент.На Эхе Москвы держали только из-за фамилии и формы носа.

Гость||

Странно что новость не закрыта.

Ну, держись Сёма.))

Гость||

Господи, ну какой он журналист? Чё вы несёте, и цацки эти наградные, бред же полный, люди всё видят.

Гость||

Главное его достоинство-говорить много и не о чём.

Гость||

Завистники! Вот чего добились вы? А?

Гость||

А где и чего сей поц навахштайнил?

Дмитрий Н. Мотовилов||

Сеня, держи их всех поц пистолетом!!!

Гость||

Семён Семенович-правдолюб и правдоруб.Рубит правду-матку в глаза,не взирая на чины и звания.

Гость||

Иноагент Виктор Семенович Вахштайн не его ли родственник? Да и сам он работал в закрытом либерастическом Эхе. Таким людям дают награды? Кто инициатор награждения?

Гость||

Мотька другану сваму выклянчил, бегал поклоны бил.

Гость||

Неприятный голос и рнеприятный человек этот ....штейн!

Гость||

Всегда высокомерно относился к своим слушателям.

Гость||

А как с таким гнусавым голосом на радио попадают?

Гость||

Вахштайн журналист нормальный. Однако ставить его в один ряд с великими это перебор. И никакое он не перо, он всю жизнь говорящая голова. Провинциального класса. Он последние годы работал на "Эхе Москвы". И это тоже наводит на размышления.

Дмитрий Н. Мотовилов||

Из голосовых журналистов самым продуктивным был Виктор Татарский.

Также незаурядным активистом рынка Пензы был Ник Мордовский

Семён Буртасский, понятно - перо иного рода.

← Ctrl пред.
123
след. Ctrl →

 
 
 
 
 
 
 
 

Архив газет

с 
по 

Лента новостей

Последние новости

Народный репортер

Мы публикуем самые интересные новости от наших читателей.
Присылайте: editor@penzainform.ru

Адрес редакции: 440026, Россия, г. Пенза,
ул. Кирова, д.18Б.
Тел: 8(8412) 238-001

E-mail редакции: editor@penzainform.ru

Рекламный отдел: 8(8412) 238-003 или 8(8412) 30-36-37

e-mail: reklama@penzainform.ru

Если ВЫ заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите его фрагмент и нажмите Ctrl+Enter!

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ» |18+| 2011—2024

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство ЭЛ № ФС 77-77315 от 10.12.2019 года. Учредитель ООО «ПензаИнформ». Главный редактор — Белова С.Д. Телефон редакции 8 (8412) 238-001, e-mail: editor@penzainform.ru.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии.

Мобильная версия | Пользовательское соглашение | Реклама на сайте