Сетевое издание|18+|Четверг|18 авг 2022|02:30
rss PenzaInform в Одноклассниках PenzaInform в Вконтакте Telegram Яндекс ZEN

Через социальные сети

Через аккаунт на сайте

Имя
Пароль
+21oC
+22oC
Погода | Сегодня | Дождь |
+25oC
+26oC
Завтра | Облачно |
26.07.2022|22:21

Говорят, вне арены клоуны - грустные люди. С этой мыслью я и пришел на встречу с известным цирковым артистом Владимиром Дерябкиным.

Впрочем, едва начался наш разговор, предубеждение быстро растаяло - как дым на манеже во время представления. Меня встретил веселый и жизнерадостный человек.

-Главное - не называйте меня циркачом, - улыбнулся наш герой. - Циркачи веселят народ на улице, а мы - цирковые артисты.

Владимир - клоун во втором поколении. Имя его отца стоит в одном ряду с именами таких великих комиков страны, как Карандаш, Юрий Никулин и Олег Попов. Теперь семейное дело продолжает Владимир - артист Московского цирка на Цветном бульваре и руководитель шапито.

Недавно он с коллективом гастролировал в Пензе.

КУЛЬТУРА ШАПИТО

- Вы ведь не в первый раз в нашем городе?

- Не в первый. Пенза для меня не чужая, тут у меня много друзей. Двадцать лет назад я начинал на вашей арене. До сих пор с теплотой вспоминаю те времена. И очень рад, что скоро в Пензе наконец-то откроется обновленный цирк. Наше сообщество ждет этого события, так как это даст куда больше возможностей для представлений. Кстати, бывая здесь, я всегда набираю оркестр на свое шоу из музыкантов пензенского цирка. Это настоящие профессионалы своего дела.

- В Пензе довольно часто разворачивают свои шатры различные шапито. Как отличить хороший передвижной цирк от посредственного?

- Мой совет: обращайте внимание на детали: шатер, драпировку стен, состояние реквизита. Даже наличие полноценного туалета, а не убогой пластмассовой кабинки может сказать о многом. Настоящие профессионалы уважительно относятся к зрителю. Хорошую подсказку может дать и график гастролей. Если цирк в городе остается меньше двух недель, скорее всего, цель тут - срубить по-быстрому деньги и уехать.

- Интересно, а сколько сейчас в России цирков?

- Чуть более 40 стационарных. А передвижных - более 200, из которых я бы только на два-три купил билеты…

- Почему?

- Беда в том, что в нашей стране, в отличие от Европы, нет культуры шапито. Там бродячие цирки существовали столетиями и постоянно развивались. А у нас в советские годы такой режим работы всегда считался ссылкой за провинность. В Советском Союзе ставку делали на стационарные объекты. Только там и можно было увидеть полноценные программы.

ПОРАБОТАТЬ НА УЛЫБКУ

- Вы клоун. Скажите, трудно рассмешить современную публику?

-Самым трудным всегда считается первое появление на манеже. Оно задает тон дальнейшему действу. Главная задача профессионала - не скатиться в откровенное позерство, а постоянно чувствовать реакцию зрителей. Это только кажется, что все просто. У многих не получается, и они уходят из этой профессии.

Работа клоуна очень ответственна. Он держит зал. Именно поэтому сейчас предпочитают ходить «на личность», а не просто на ту или иную программу.

- Бывают ли на арене импровизации?

- Крайне редко. Обычно то, что происходит на манеже, - это плод утомительных репетиций до седьмого пота. Здесь артист высвечен прожекторами и виден со всех сторон. Любая ошибка собьет зал с нужного настроя. Так что клоун - как сапер на войне: просчеты не прощаются.

- Сейчас в передвижных цирках все меньше хищных зверей. Почему?

- Во-первых, в кочевых условиях с ними непросто. Сейчас в нашем представлении участвуют морские львы. Им нужен специальный огороженный бассейн и очень много хорошей морской рыбы для питания. А представляете, сколько условий нужно соблюсти, чтобы возить по стране слона или тигра! Во-вторых, зритель сейчас пошел пресыщенный. Банальными медвежьими трюками или жонглированием его не удивишь, нужны новые форматы. В нашем цирке мы сделали ставку на лазерное голографическое шоу. Оборудование очень дорогое, и пока мы единственные, у кого есть подобное. Ну а в целом цирк и сегодня сложно представить себе без выступления дрессированных животных. Работа с ними - важное слагаемое успеха.

- Раньше цирковые артисты нередко играли в кино. Яркие примеры - Юрий Никулин или Амаяк Акопян. Что изменилось в этом плане?

- Представление на арене и экранный образ - это две разные вещи. В кино важен крупный план и эмоции. В нашей работе куда важнее действо - мимика отступает на второй план. Нередко истинные эмоции циркового артиста скрываются за гримом, благодаря которому лицо должно быть хорошо видно даже на последнем ряду. В общем, актер и артист - это большая разница. Цирк живет по своим законам. Это место, где люди отдыхают от суеты, погружаясь на два часа в волшебный мир сказки.

СЕМЕЙНЫЕ ГАСТРОЛИ

- Когда вы впервые вышли на манеж?

- В три года. Я вырос в цирке и иной судьбы даже не представляю. Я купаюсь в этой атмосфере, и мне это нравится! Кстати, на клоуна я не учился. Видимо, быть комиком - мое призвание. А все остальное - эквилибристика, игра на нескольких музыкальных инструментах, дрессура и так далее - удачное дополнение к нему. С младых ногтей впитывая цирковую культуру, постепенно сам становишься артистом, овладевая попутно многими навыками. А в передвижном цирке - особенно. Здесь дополнительной работы хватает всем - от директора до повара. Я, например, могу починить технику, вожу тягач, освоил сварочное дело. И так со всеми, кто живет с нами одной жизнью.

- Есть ли у вас ученики?

- Наши ученики всегда путешествуют с нами (улыбается). Это наши дети, которым мы и передаем свое ремесло. Со мной, например, постоянно гастролируют жена Ирина, две дочери и сын, которому всего полтора года. Старшая дочь Полина уже несколько лет является шпрехшталмейстером (ведущим) программ. А младшую, Устинью, привлекает дрессура.

Многие сотрудники нашего шапито вышли из династии цирковых артистов. Случайные люди у нас не задерживаются. В нашем коллективе около полусотни человек. Многие из них на представлении никогда не появляются. Например, повар или технические работники. Однако без них встанет все дело. Передвижной цирк - это как часовой механизм: каждая шестеренка имеет значение.

Анатолий Володин

«Пензенская правда», 24 июля 2022 г.

Оригинал и другие интересные статьи на сайте издательства «Пензенская правда»

0
0
0
Имя: Гость
Комментарий:

Введите защитный код, указанный на картинке:

Примечание: Уважаемый Гость! Зарегистрируйтесь, и вы сможете в свои сообщения вставлять картинки, видео, смайлы, файлы и пр.
 
 
 
 
 
 
 
 

Архив газет

с 
по 

Лента новостей

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ» | 2011—2022

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство ЭЛ № ФС 77-77315 от 10.12.2019 года. Учредитель ООО «ПензаИнформ». Главный редактор — Языченко Т.С. Телефон редакции 8 (8412) 200-170, e-mail: editor@penzainform.ru
Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт penzainform.ru.
Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал penzainform.ru. Для читателей старше 18 лет.
Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.

Мобильная версия | Пользовательское соглашение | Реклама на сайте