Пензенское информационное агентство|18+|Воскресенье|17 дек 2017|09:18
rss PenzaInform в Twitter PenzaInform в FaceBook PenzaInform в Одноклассниках PenzaInform в Вконтакте Виджет яндекса

Через социальные сети

Через аккаунт на сайте

Имя
Пароль
-4oC
-2oC
Погода | Сегодня | Облачно |
-5oC
-1oC
Завтра | Облачно |
  69.43  |  $  58.90
 
04.12.2017|13:25

Переместившись на целый год в Музей одной картины, знаменитый портрет работы Ивана Макарова «Девочки-сестры» заиграл новыми красками.

Как известно, шедевры в Музее одной картины сопровождаются документальными фильмами, которые содержат очень много интересной информации, порой неожиданной для самих создателей, открывшейся в процессе работы. Так было и с фильмом «Портрета милые черты».

На полотне, написанном художником в 1879 году, изображены внучки Натальи Пушкиной-Ланской, дочери пензенского помещика Арапова Лиза и Наташа. Одной из них было в то время шесть лет, второй - четыре года. Нежные, трогательные и непосредственные, в шелковых платьицах, украшенных кружевом, девочки напоминают фарфоровых куколок.

НАСЛЕДНИКИ ПУШКИНА

Фильм снят той же творческой группой, что и предыдущие два, посвященные портрету Римской-Корсаковой и картине «Княжна Тараканова». Руководитель проекта - директор галереи Кирилл Застрожный, режиссер и автор сценария - Лариса Трушина, оператор - Капитолина Трушина.

Съемки проходили в Пензе, Наровчате, где находится Путевой дворец помещика Ивана Арапова, и Санкт-Петербурге. Героев сыграли актеры Пензенского драмтеатра: Наталью Пушкину-Ланскую - Елена Ушкина, художника Ивана Макарова - Сергей Дрожжилов, авторский текст читает Павел Тачков.

По традиции фильм начинается с представления художника. Имя Ивана Макарова не очень известно в России. А ведь он считался одним из лучших портретистов своего времени. Именно ему Наталья Пушкина-Ланская заказала портрет дочерей Натальи и Марии Пушкиных, а затем - и внучек.

Часть фильма посвящена судьбам Лизы и Наташи Араповых. Елизавета (в замужестве Бибикова) потеряла в Гражданскую войну мужа и все свое состояние, но осталась в России, жила в Пензе до своей кончины в 1953 году. Ее не брали на работу за дворянское происхождение, она выживала за счет частных уроков.

Наталья, второй муж которой был правнуком декабриста Ивана Анненкова, также овдовела после революции. Она покинула Россию, долгое время жила в Париже, где владела магазином мод. Умерла в Версале в возрасте 96 лет.

СЕМЬ СЧАСТЛИВЫХ ДНЕЙ

В фильме также рассказывается о загадочной истории, связанной с еще одной работой Ивана Макарова - портретом самой Натальи Пушкиной-Ланской. Одно время он находился в доме дочери Натальи Николаевны - Александры Петровны Араповой. Ее квартира на Французской набережной после революции была разграблена, портрет пропал. А через несколько лет один антиквар предложил мемориальному музею-квартире Пушкина в Санкт-Петербурге купить его.

Авторам фильма удалось увидеть портрет в запасниках музея, на набережной Мойки, 12. Об этом рассказал Павел Тачков.

- В культурной столице мы провели четыре дня, хотя планировали гораздо меньше. Киногруппу поставили перед фактом: Русский музей давал разрешение на съемки только в среду, музей-квартира Пушкина - только в понедельник, и никак иначе. Так что поневоле пришлось задержаться в таком прекрасном городе, о чем, естественно, никто не пожалел.

Мы снимали на Дворцовой и Исаакиевской площадях, берегах Невы, но самое интересное происходило в музеях. Так, в доме Пушкина нас встретили словами:

- Вы откуда? Из Пензы? Откуда? Ладно, у вас 20 минут.

Как так? Мы даже растерялись: ехали за столько километров, а времени дали только на то, чтобы разложить аппаратуру.

Но пензяки сумели обаять сотрудников музея. В результате группа провела там три часа! Пензякам показали даже хранилище музея и редко выставляющиеся картины.

- Нам пошли навстречу и даже сняли ограждение стендов с реликвиями, отключили сигнализацию, - поделилась Лариса Трушина. - Это невероятно! А уж когда повели нас в фонды и достали портрет Натальи Николаевны работы Ивана Макарова, это было верхом гостеприимства.

ВСТРЕЧА С РИМСКОЙ-КОРСАКОВОЙ

Попутно авторы фильма раскрыли для себя еще одну тайну - об авторстве портрета Натальи Николаевны. На полотне стоит подпись Тимофея Неффа. Ключом к разгадке стала экспертиза. Заведующей технологическим отделом Русского музея Светлане Римской-Корсаковой удалось доказать, что надпись фальшивая, она нанесена через 50 лет после написания работы. Настоящим автором картины является Иван Макаров.

- Я очень хотела познакомиться с этой удивительной женщиной, - рассказала Лариса Трушина. - Когда мы написали письма в музей и нам ответили, что она готова дать нам комментарий, я поняла: мечты сбываются. Мы встретились со Светланой Викторовной, и она рассказала, как с 1972 года изучала работу «Портрет Пушкиной-Ланской», определяя ее авторство...

- Работа над фильмом стоила немало времени и усилий, - продолжила Лариса Трушина. - Но я счастлива. Творчество дарит столько наслаждения: ты погружаешься в тему, в мир подлинных ценностей. Буду рада, если фильм эмоционально подготовит зрителей к просмотру картины.

«СЕРДЕЦ ВЫСОКИХ ОТПЕЧАТОК»

Хочется отметить, что фильм не получился бы столь масштабным, если бы не спонсоры, оказавшие существенную помощь в его создании.

- Пензенским предпринимателям особая благодарность, - сказала продюсер фильма Юлия Карцева. - Они на деле показали, что такое социальная ответственность бизнеса.

Среди партнеров проекта - Пензенская кондитерская фабрика, гостиничный комплекс «Вояж», сеть АЗС «Апельсин», строительная компания «Ревьера», детский магазин «Детки-конфетки», сеть зоомагазинов «Аквариум», сеть стоматологических клиник «Делайт». Этим компаниям небезразлична судьба города, его история.

- Я заметила особое выражение на лицах наших партнеров во время просмотра, - призналась Юлия Карцева. - Они чувствовали гордость за свою причастность к доброму и благородному делу.

Все участники фильма получили знаки благодарности от картинной галереи, в том числе актеры, снимавшиеся в нем абсолютно безвозмездно.

На первом просмотре была и дочь жены приемного сына Елизаветы Бибиковой Ольга Макушина, много сделавшая для сохранения памяти о ней и пензенской ветви потомков

Натальи Пушкиной-Ланской.

- Я признательна всем, кто дает возможность прикоснуться к миру прекрасного, вспомнить о людях, чьи помыслы и дела составили славу нашей земли, - сказала она.

Галина Исайчева

«Пензенская правда», № 48, 28 ноября 2017 г.

0
0
0
0
Имя: Гость
Комментарий:

Введите защитный код, указанный на картинке:

Примечание: Уважаемый Гость! Зарегистрируйтесь, и вы сможете в свои сообщения вставлять картинки, видео, смайлы, файлы и пр.
 
 
 
 
 
 
 
 

Архив газет

с 
по 

Лента новостей