Сетевое издание|18+|Четверг|16 мая 2024|02:32
rss PenzaInform в Одноклассниках PenzaInform в Вконтакте PenzaInform в Telegram PenzaInform в Дзен

Через социальные сети

Через аккаунт на сайте

Имя
Пароль
+5oC
+6oC
Погода | Сегодня | Ясно |
+14oC
+15oC
Завтра | Облачно |
 
10.02.2017|14:40


Владимир Бирюков сделал спектакль о том, что страшнее нищеты и социальных коллизий.

«Бог умер. Бирюков» - назвал свою рецензию на спектакль «Панночка», поставленный пензенским режиссером в Томске, «Петербургский театральный журнал». На премьере «Попугая и веников» в родном для Владимира Бирюкова «Кукольном доме» казалось порой, что теперь он похоронил еще и надежду.

Учитывая обстоятельства, в которых вот уже четверть века существует пензенский театр кукол, вряд ли кто бросил бы камень в Бирюкова, даже будь все именно так. Но Бирюков-режиссер все-таки большой гуманист и, как бы тяжело ни приходилось, у зрителя надежды не отнимет.

И «Панночка» его на самом деле о том, что, даже умирая в человеке, Бог все равно остается рядом, пусть и не на этой Земле. А «Попугай и веники» - спектакль, где много российской стылой тоски и в то же время - пронзительного света.

Это спектакль, где холод ты ощущаешь физически. Но это тот холод, когда морозная ясность вдруг позволяет посмотреть куда-то дальше, почти за горизонт, где смутно видится что-то очень хорошее, манящее. То ли давно оставленное, то ли еще не обретенное.

ЧЕТЫРЕ НЕСЧАСТЬЯ

«Попугая и веники» очень популярный ныне екатеринбуржец Николай Коляда написал в 1997-м, но пьеса так и не была поставлена. Премьера в «Кукольном доме» состоялась 29 января и стала четвертым взрослым спектаклем в репертуаре театра.

Сюжет пьесы Коляды с виду довольно прост. Это и не сюжет особо даже. Так себе, картинка из жизни. В канун Нового года около бани сидят трое. Тетка с мужиком, которого только накануне вроде бы закодировали, торгуют вениками, старуха, их соседка по подъезду, продает семечки, детские шарики на веревочке, кадушкорастущую пальму, украденную на кладбище с могилы убитого братка и невесть как попавшего к ней попугая. Бирюков делает его полноправным персонажем, а место торговли, чтобы довести ситуацию до полного абсурда, переносит на вокзальный перрон.

Здесь плохо всем. Тетке (Марина Прошлакова), потому что денег нет, муж - алкоголик, и в кодирование его не очень-то она верит, а дома - нищета и сын школьник, судя по рассказам, полный идиот.

Мужику (Антон Некрасов), потому что торговать стыдно, да и похмельное раскаяние мучает.

Попугаю (Дмитрий Кинге), который хоть и похмеленный, но мерзнет и хочет подальше от зимы, поближе к экватору.

Старухе (Руслан Джурабеков), потому что рядом совсем никого, пусть даже алкоголика или идиота. Попугай не в счет. Он на продажу.

Собственно, и весь сюжет о том, как сидят посреди зимы четыре несчастья и ругаются друг с другом, но легче от этого никому не становится.

А ЗИМА БУДЕТ БОЛЬШАЯ

При желании из пьесы Коляды можно было легко сделать остросоциальную сатиру с колким политическим подтекстом. Бирюков совершенно осознанно проходит мимо этого, оставляя на виду лишь нищету своих героев. Но это и не политика даже, поскольку нищета в России давно уже воспринимается философски, как чуть ли не само собой разумеющееся.

Никого же не изумляет, что потрясающие бирюковские актеры имеют базовую зарплату 5 100 рублей, а дальше уж крутитесь сами. Что многолетняя прима «Кукольного дома», лауреат огромного числа всероссийских и международных театральных фестивалей, Марина Прошлакова, даже став заслуженной артисткой России, продолжает вместе с семьей ютиться в общежитии. А рабочие производственных цехов покинули театр еще осенью, и, чтобы спектакль все же вышел, актерам пришлось самим брать в руки столярные и слесарные инструменты.

Вопреки всем обстоятельствам Владимир Бирюков делает спектакль о том, что страшнее нищеты и социальных коллизий. Об одиночестве. И первое, что ты видишь, заходя в зал, это лежащие, сидящие мертвые куклы. (Кукол для спектакля сделал потрясающий Виктор Никоненко).

- Они оживают, только когда к ним прикасаются руки актеров. Когда актеры начинают отдавать им свое тепло. С каждым из нас происходит то же самое, - уверен режиссер. - Любому человеку необходимо прикосновение, тепло близкой руки. Именно этого многим на самом деле так сильно не хватает.

Настоящая трагедия героев бирюковского спектакля не в нищете, а в том, что тепла этого у них нет и нет понимания, что виной тому утраченная где-то способность излучать это тепло самим.

В пьесе Коляды сквозным речитативом звучат строчки Галины Одинцовой: «Ангел мой, лети за мной». И кажется, что и впрямь спасти от этой безнадеги может разве что ангел.

Бирюков - реалист, понимающий, что ангелы в нашем климате давно уже не летают, а потому меняет стихи на визборовскую песню «А зима будет большая», которая, возникая раз за разом в исполнении то одного, то другого персонажа, создает ощущение, что зима эта будет вечной.

До тоски становится жаль этих людей, которые словно вмерзли в свой перрон, а пролетающие мимо поезда - это та, знающая лишь одну, самую последнюю остановку жизнь, которая ни их самих и никого рядом не сделала счастливым.

Для Бирюкова эта трагедия человеческой нереализованности куда важнее вопросов политики или власти.

ЛЮБОВЬ КАК УСИЛИЕ

- Жизнь зависит от нас самих, а не от власти, - режиссеру постулат этот явно очень важен. - Это не власть в маршрутке хамит нам и наступает на ногу. Это мы сами! Надо выходить из дома и улыбаться, а мы сжимаем кулаки и готовимся к войне. Мы теряем способность любить, потому что любовь - это безумное сверхусилие, которое надо совершать каждый день!

В спектакле «Кукольного дома» надежда сосредоточена в маленьком шарике на резинке, который Мужик в итоге покупает у Старухи, чтобы подарить сыну на Новый год.

- Он вспоминает, что когда-то такой же шарик дарил ему отец, и для него это осталось воспоминанием на всю жизнь. И ему важно именно купить этот шарик. То есть чем-то пожертвовать, совершить усилие. Это чрезвычайно важно, потому что в усилии и есть любовь.

Надежда, что там говорить, маленькая, хрупкая, и, чтобы закрепить ее, в финале Бирюков заставляет своих героев сесть рядом и начать хоть немного слышать и согревать друг друга.

И пусть не для них на экранах телевизоров бьют праздничные куранты, гремят фейерверки. Настоящее маленькое новогоднее чудо происходит все-таки здесь, где четыре нелепых существа, разучившихся любить, но не потерявших еще способности жалеть, нестройно поют про то, что зима будет большая, а актеры, выходя на поклон, видят, как в первом ряду хлопают и почему-то плачут.

Павел Шишкин

«Пензенская правда», № 6, 7 февраля 2017 г.

0
0
0

Гость||

В огороде бузина, а в Киеве дядька.

Гость||

penzainform.ru писал(a):

Владимир Бирюков сделал спектакль о том, что страшнее нищеты и социальных коллизий.
либерастам говорить, что воровать - нехорошо - и смысла нет. корчить из себя современного достоевского - кишка тонка и к любви употреблять наркоту надо бы и жизненного опыта - каторжного - чтоб уже по-честному стать ку-ку...

Гость||

вы сами-то понимаете,что пишете??????????????!!!!!!!!!!!!!!!!!! вот уж воистину - в Пензе дьявол........ пензюкам этот спектакль никогда не будет ни уроком, ни желанием очнуться. пензюки -они и есть -пензюки, с их местечковым самосознанием.


 
 
 
 
 
 
 
 

Архив газет

с 
по 

Лента новостей

Последние новости

Народный репортер

Мы публикуем самые интересные новости от наших читателей.
Присылайте: editor@penzainform.ru

Адрес редакции: 440026, Россия, г. Пенза,
ул. Кирова, д.18Б.
Тел: 8(8412) 238-001

E-mail редакции: editor@penzainform.ru

Рекламный отдел: 8(8412) 238-003 или 8(8412) 30-36-37

e-mail: reklama@penzainform.ru

Если ВЫ заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите его фрагмент и нажмите Ctrl+Enter!

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ» |18+| 2011—2024

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Реестровая запись ЭЛ № ФС 77-77315 от 10.12.2019 года. Учредитель ООО «ПензаИнформ». Главный редактор — Белова С.Д. Телефон редакции 8 (8412) 238-001, e-mail: editor@penzainform.ru.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии.

Мобильная версия | Пользовательское соглашение | Реклама на сайте