Российских детей все меньше интересует литература, в частности, классика. Это факт! Поэтому власти решили помочь школьникам сориентироваться в литературных предпочтениях и составили список «Топ-100» чтения для юношества. Он уже разослан в регионы. Так из чего же состоит «литературное» меню?
Список составлен в алфавитном порядке, во избежание споров о том, кто полезнее для юношества - Николай Островский или Антон Деникин. Представители двух враждующих лагерей Гражданской войны соседствуют в «Топ-100». Островский с легендарной книгой «Как закалялась сталь», а Деникин с «Очерками русской смуты».
Литература о Великой Отечественной войне также представлена авторами, имеющими очень разные взгляды: от «Горячего снега» Юрия Бондарева до «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова.
Классические советские повести Аркадия Гайдара и Николая Носова соседствуют с Владимиром Набоковым. Последний, правда, представлен в списке не «Лолитой», а «Защитой Лужина» и «Приглашением на казнь».
В списке присутствует «Идиот» Достоевского, «Приключение Алисы» Кира Булычева и повесть «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких. Во внеклассное чтение даже ввели произведения Сергея Довлатова.
«Приперчили» все «Островом Крым» Василия Аксенова и «Повестью о настоящем человеке» Бориса Полевого.
Думается, что тех, кто постарается совместить, на деле окажется немного. Поскольку изучение данной литературы будет происходить в порядке факультативов, то определять, что будут обязательно читать школьники из списка «Топ-100», будут, скорее всего, конкретные учителя и завучи в соответствии со своими вкусами и политическими взглядами.
Основную работу по составлению списка вел Санкт-Петербургский государственный университет - кузница кадров современной политической элиты России.
Много вопросов вызывает попадание в список двухтомника «Россия. История успеха» современного публициста Александра Горянина. Это произведение, а также книгу историка Александра Боханова «Император Александр III» эксперты прямо называют данью текущей политической конъюнктуре.
Но наиболее спорным моментом называют включение в список литературы тринадцати различных национальных эпосов. Среди них карело-финский эпос «Калевала», древнейшее сказание якутов «Олонхо», калмыцкий эпос «Джангар» и казахско-узбекско-башкирский «Алпамышу». Думаю, эти произведения найти ученикам в школьной библиотеке будет непросто.
Есть, правда, проблема и куда серьезнее. Пока взрослые до хрипоты спорят о том, что читать школьникам во внеклассное время, сами дети в принципе перестают читать, предпочитая книгам компьютерные игры и общение в социальных сетях. И есть большая вероятность, что книги и произведения особо никому и не понадобятся.
Александра Покровская
«Любимая газета - Пенза», № 5, 30 января 2013 г.
Самое грустное изучать произведения самого великого поэта прошлого века,Владимира Высоцкого школьники не должны.