Сетевое издание|18+|Понедельник|20 мая 2024|05:12
rss PenzaInform в Одноклассниках PenzaInform в Вконтакте PenzaInform в Telegram PenzaInform в Дзен

Через социальные сети

Через аккаунт на сайте

Имя
Пароль
+8oC
+9oC
Погода | Сегодня | Ясно |
+22oC
+23oC
Завтра | Ясно |
 
07.01.2013|11:11


- Хочешь научиться играть на балалайке? - как-то шутя поинтересовалась я у своего сына-школьника.

- Чтобы надо мной все смеялись? - тут же отреагировал он. - Балалайка сейчас не в моде! Вот синтезатор - это да: под какой инструмент настроишь, так и сыграет.

ВСЯ СИЛА - В ПРОСТОТЕ

То, что синтезатор может выдать любой звук, это я знала. Но вот чтобы простая русская балалайка могла, как по волшебству, звучать гитарой, домрой, дождем, ветром, стуком колес, это я открыла для себя на концерте Алексея Архиповского, лучшего балалаечника России (судя по записи 2011 года в российской Книге рекордов).

Алексей Архиповский приехал в Пензу очень даже «вовремя»: в этот день как раз по всему городу отключили воду. И у организаторов концерта возникло много дополнительных проблем.

- У артиста серьезный райдер, серьезное отношение ко всему: освещению, звуку. Мы постарались выполнить все его пожелания, хотя это было нелегко, - признался заслуженный работник культуры, директор Пензенской областной филармонии Алексей Львов-Белов. - И с отсутствием воды была связана масса неприятностей. Так, Алексей Архиповский должен был остановиться в здании, находящемся рядом с филармонией. Но его пришлось везти в Ахуны.

Тем не менее на качестве концерта данные неудобства никак не отразились. Музыкант выложился на все сто, выжав из балалайки всю ее необъятную душу и раздарив ее кусочки зрителям. Временами даже не верилось, что три струны способны на такое разнообразие звуков. И были такие моменты, когда я завидовала нашим предкам, которые долгими зимними вечерами собирались у открытой дверцы печурки, наблюдали за переливающимися красными угольками и слушали душевные звуки балалайки.

И никакого телевизора, компьютера, попсы, пафоса, гламура и прочей мишуры. Только спокойствие и гармония.

Да и сам музыкант, словно стараясь слиться с полумраком, царившим на сцене, был одет неброско: серые брюки и свитер. А балалайка, скромная царица вечера, такая простая, родная и близкая каждому, то шептала бабушкины сказки, то кричала о своих страданиях во весь голос. И эффект всегда был потрясающим: зрители сидели в мурашках, боясь выдохнуть, чтобы не пропустить ни звука.

За час концерта зрители не услышали от маэстро ни слова: за него все рассказывал инструмент. Когда концерт закончился, артист молча встал, поклонился зрителям, любовно поднял балалайку и скрылся в темноте, не дожидаясь цветов и оваций.

СМЫСЛ ЖИЗНИ - В МУЗЫКЕ

Если честно, не думала, что мне разрешат побеседовать с Алексеем: человек устал, торопился на поезд. Но мне повезло, и артист уделил «Любимой газете» несколько минут.

- Алексей, на ваш взгляд, у балалайки есть будущее?

- К сожалению, это вымирающий вид инструмента. Молодежь не любит балалайку, хотя и приходит на мои концерты, на музыку. Как народный инструмент балалайка будет существовать, пока существует Россия. А как инструмент, нужный людям, - в зависимости от того, кто и как на нем будет играть.

- Можно сказать, что балалайка - ваш лучший друг?

- Это уже больше, чем друг. Это часть меня, некий орган. И когда с ней случается какая-то беда (инструмент тоже иногда «болеет»), я переживаю за нее не меньше, чем за себя.

- А случалось, что во время концертов струны не выдерживали нагрузки?

- Конечно! Для зрителя это всегда заметно. Закончив играть начатое произведение на оставшихся струнах, я всегда говорю людям: «Вот видите, это живой звук, не фонограмма!». Обычно такие ситуации сопровождаются аплодисментами. Ведь музыка не зависит от количества струн.

Можно игрой на простейшем инструменте тронуть человека. Я встречал китайца, который играл на одной струне, и это считалось великим искусством. И это действительно так!

- В чем ваш секрет?

- Я пытаюсь открыть инструмент заново, посмотреть на него с другой стороны. Все «народники» - герметичные люди, немного законсервированные в народном искусстве. Мне в этом было тесновато. И, когда я познакомился с людьми, у которых были такие же взгляды на искусство, и понял, что не один я такой, мне это сильно помогло.

- А как создается ваша музыка?

- Не знаю. Музыка со мной постоянно, поэтому мне трудно ответить на этот вопрос. Вот когда музыки нет, это настораживает, вгоняет в депрессию. И для меня это равнозначно потере смысла жизни.

P.S. Вернувшись домой, нашла в Интернете некоторые произведения Алексея Архиповского.

- Садись, слушай, - позвала я сына. Через полчаса он подошел ко мне:

- Да, над ТАКОЙ балалайкой точно никто смеяться не будет. Но играть на ней все равно не хочу.

Екатерина Козина

«Любимая газета - Пенза», № 1, 2 января 2013 г.

0
0
0

Гость||

НЕ У КАЖДОГО ЕСТЬ УМЕНИЕ СЛУШАТЬ ЗВУКИ И ПОНИМАТЬ ИХ.

Гость||

Не каждому дано умение печатать на клавиатуре.


 
 
 
 
 
 
 
 

Архив газет

с 
по 

Лента новостей

Последние новости

Народный репортер

Мы публикуем самые интересные новости от наших читателей.
Присылайте: editor@penzainform.ru

Адрес редакции: 440026, Россия, г. Пенза,
ул. Кирова, д.18Б.
Тел: 8(8412) 238-001

E-mail редакции: editor@penzainform.ru

Рекламный отдел: 8(8412) 238-003 или 8(8412) 30-36-37

e-mail: reklama@penzainform.ru

Если ВЫ заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите его фрагмент и нажмите Ctrl+Enter!

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ» |18+| 2011—2024

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Реестровая запись ЭЛ № ФС 77-77315 от 10.12.2019 года. Учредитель ООО «ПензаИнформ». Главный редактор — Белова С.Д. Телефон редакции 8 (8412) 238-001, e-mail: editor@penzainform.ru.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии.

Мобильная версия | Пользовательское соглашение | Реклама на сайте