В Пензе растет престиж профессии учителя

Читать новость на сайте

Престиж учительской профессии постепенно растет. Что же привлекает в ней молодежь и что отпугивает?

Времена меняются

- Пойду куда угодно, только не в школу, - еще лет 10 назад так нередко говорили те, кто получил диплом педагога. - Зарплата маленькая, дети непослушные…

В последние годы интерес к профессии учителя в стране начал расти (вместе с зарплатами в сфере образования).

По данным ВЦИОМ, эта профессия поднялась в категорию среднепрестижных. И выпускники школ гораздо охотнее идут в педагогические вузы и колледжи. Эту тенденцию отмечают и в Пензенском социально-педагогическом колледже. Занятия здесь сейчас проводят в две смены.

Потребность в педкадрах в регионе большая, поэтому в учебном заведении набирают группы как по госзаданию (на бюджетной основе), так и дополнительные (на платной).

- При этом в прошлом году средний балл по аттестату для поступления на специальность «учитель начальных классов» составлял 4,8. А еще мы готовим учителей физкультуры. Знаете, как востребована у выпускников эта специальность? В прошлом году конкурс составлял пять человек на место! - рассказывает директор колледжа Людмила Петрова.

В пединституте ПГУ тоже растет число абитуриентов. Самые востребованные специальности - учитель русского и английского языков, истории, математики. При этом если в 2019 году на очное отделение пединститута выделялось 180 бюджетных мест, то в 2020-м - 189, а в 2021-м - уже 218 мест.

Статистика гласит, что за последние пять лет в школы Пензенской области устроились 1 143 молодых учителя. В год это более 200 человек. Средний возраст педагога в регионе на сегодняшний день составляет 40 - 45 лет, а десять лет назад был 55 - 60.

Учатся защищаться

Но и сейчас не каждый дипломированный учитель встанет с указкой у школьной доски. Причина - реальность расходится с ожиданиями.

Людмила Петрова рассказывает о пожеланиях современных молодых людей.

- Многим выпускникам с первого дня хочется получать большую зарплату. Им хочется сразу всех благ и самых лучших условий. Но так не бывает! А в школе - тем более. Нужны стаж, категория, репутация. Мир не крутится вокруг молодого специалиста.

Вторая проблема - авторитет педагога. Это раньше его слово было законом. В наше время учителю часто приходится доказывать свою правоту, а порой даже и защищаться.

- Мы вынуждены учить своих студентов, как достойно выйти из спорной или конфликтной ситуации. Случается, уже в начальных классах дети снимают учителей на видео или записывают их речь на диктофон. И родители поощряют это. К сожалению, не все дети настроены на позитив, на то, что учитель - это друг. Многие сразу встают в оборонительную позицию. И будущие учителя должны быть к этому готовы, - вздыхает Петрова.

Где же вы, мужчины?

У пензенской педагогики по-прежнему женское лицо. Мужчин - единицы. Доказательством тому и конкурсы профмастерства, в которых представители сильного пола - все еще «экзотика».

Эксперты считают, что заинтересовать юношей учительской стезей смогли бы профильные педагогические классы, которые будут формироваться в Пензенской области с начала следующего учебного года.

Кто-то захочет попробовать да и сделает в итоге выбор в пользу школы...

К примеру, в социально-педагогическом колледже представители сильного пола чаще всего выбирают профессию учителя физкультуры. В последние годы повысился интерес к профессии педагога дополнительного образования. И в Пензе, и в районах области открываются ЦМИТы и модельные центры, где без педагогов-мужчин не обойтись.

А вот Зоя Алексеевна Бухлина, заслуженный учитель РФ, 45 лет отдавшая школе, уверена: чтобы мужчина пришел работать в школу, нужна высокая зарплата.

- В царское время в школах преподавали преимущественно мужчины. У педагогов были квартиры, извозчики, помощники по хозяйству. Во всем мире принято, что мужчина - кормилец семьи, тот, кто обеспечивает достаток. Соответственно, он должен иметь хороший доход, - говорит Зоя Алексеевна. - А вообще, работа учителя была сложной во все времена. Ведь как в большинстве случаев? Человек приходит вечером после работы, занимается семейными делами. Педагог же берет часть работы домой, вечером готовится к урокам, проверяет тетради.

Для кого-то это мечта

Сердобчанка Алина Алексеева - третьекурсница Пензенского социально-педагогического колледжа. Девушка - будущий учитель начальных классов. Получив диплом, хочет работать в школе. Это ее мечта.

Любовь к профессии ей передала мама, всю жизнь проработавшая в школе. А еще большое впечатление на девушку произвела ее первая учительница.

- Как мне кажется, главные качества, которыми должен обладать педагог, - это любовь к детям, терпение и любовь к профессии. Я знаю, что работать учителем очень сложно. Понимаю, что буду моложе многих родителей и этот барьер придется преодолеть. Думаю, первое время будет страшновато оставаться наедине с детьми в классе. И все же это так здорово - быть человеком, которому они доверяют, проводником в мир знаний.

В детстве я с замиранием сердца наблюдала, как мама проверяет вечерами тетради, как «болеет» за нерадивых учеников, созванивается с мамами и папами ребят. Мне везет: я смогу рассчитывать на ее поддержку и совет.

Из тех, кто мечтает об этой профессии, кто готов отдать сердце детям без оглядки на зарплату, и получаются хорошие педагоги. Ведь педагогика, как и медицина, не просто способ заработать на хлеб - это призвание.

Цифры: Около 19 тысяч педагогов работают в школах Пензенской области. Из них чуть больше 8,8 тысячи - учителя-предметники. Более 700 молодых учителей за последние три года пришли в школы региона. В 2019 и 2020 годах более 220 человек - а это более 80 процентов выпускников пединститута - трудоустроились в школы Пензенской области.

Елена Синицына

«Пензенская правда», № 22, 9 июня 2021 г.

Оригинал и другие интересные статьи на сайте издательства «Пензенская правда»

Оставить комментарий

Что пишут люди об этом (8 комментариев):

Что-то о депутатах и призвании так не говорят)))

Как интересно профессия может быть престижной, если у них оклад ниже чем у уборщиц и дворников, работающих в одной и той же с ними школе?

Так они еще и фальсификациями на выборах подрабатывают.

... и просрали 25% ОГЭ по арифметике.

поколение инопланетных дебилочебурашек.

И эти дебилы с последних курсов колледжа идут учить детей. С первых дней ждут подношений и подарков, сразу просекают, что можно без конца просиживать на больничных.

бежим в педагогический, аж волосы назад!

Не бегайте ,в школах вас старички сожрут или директора сломают ,тем что некоторым дебилам надо только пятерки ставить ,особенно если это их чада .Не нужны ни конкуренты ни специалисты . Работать в основном в террариях и зарплат не дождетесь ,хоть везде призовые места позанимаете , на это просто глаза закроют .

Престиж вырастет, когда учителя будут получать 100+ тысяч рублей в месяц. Остальное - пустая болтовня.

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ» 2011—2024

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство ЭЛ № ФС 77-77315 от 10.12.2019 года. Учредитель ООО «ПензаИнформ». Главный редактор — Белова С.Д.
Телефон редакции 8 (8412) 238-001, e-mail: editor@penzainform.ru
Для читателей старше 18 лет.

Полная версия | Пользовательское соглашение