Сетевое издание|18+|Суббота|27 апр 2024|02:13
rss PenzaInform в Одноклассниках PenzaInform в Вконтакте PenzaInform в Telegram PenzaInform в Дзен

Через социальные сети

Через аккаунт на сайте

Имя
Пароль
+19oC
+20oC
Погода | Сегодня | Облачно |
+21oC
+22oC
Завтра | Облачно |
 
05.05.2018|14:46


Коллекция Пензенской картинной галереи огромна, и то, что посетители видят на стенах выставочных залов, можно считать лишь вершиной айсберга! Скрытые от глаз широкой публики фонды - настоящая сокровищница, где хранятся в том числе картины и рисунки пензенских художников, прошедших фронты Великой Отечественной войны. Эти полотна-реликвии, как и судьбы их авторов, могут рассказать об истории нашего Отечества больше, чем учебники…

ТЕЛОГРЕЙКА КАК УНИФОРМА

…В годы войны картинная галерея располагалась в художественном училище (в здание на ул. Советской она переехала лишь в 1986 году). На фронт ушли около двухсот студентов и педагогов училища, в том числе и директор Иван Владимиров.

В здании развернули эвакогоспиталь: в аудиториях лежали раненые, сновали медсестры. В нескольких классах расквартировали школу для одаренных детей из Москвы: юные таланты (а это около 300 учеников, прибывших вместе с педагогами и родителями) учились здесь и в детской музыкальной школе № 1 на улице Богданова. Хотя в те дни говорили пушки, музам не было дозволено умолкнуть…

В подвалах училища разместили фонды Киевского художественного музея - требовалось уберечь от гибели уникальные экспонаты. А на оставшихся площадях по-прежнему действовали выставочные залы: здесь стойкие духом сотрудники продолжали водить экскурсии для выздоравливающих пациентов эвакогоспиталя, школьников и неравнодушных к прекрасному горожан. Кстати, даже в лихую годину люди не жалели за входной билет положенные пять копеек.

Возглавляла «могучую кучку» инициативных экскурсоводов главный хранитель картинной галереи Нина Дмитриевна Валукина. «Никогда не забуду ее рассказов о тяготах и лишениях, которые перенесли наши коллеги в годы войны! - говорит заведующая экспозиционным отделом картинной галереи им. К. А. Савицкого Нина Санталова. - Зимой под сводами училища было так холодно, что картины покрывались инеем!

К счастью, для полотен это не смертельно - гораздо хуже жара и сухость. Но представьте, каково было сотрудникам! Выжить при такой низкой температуре можно было, только облачившись в ватные штаны и телогрейки - это и была униформа для всех».

В ГОЛОДНОМ ОБМОРОКЕ

Настоящим праздником было появление поленьев - их приносили с заготовки дров, на которую посменно отправлялись сотрудники галереи и училища. Правда, отапливали лишь учебные классы и госпиталь и еще чуть-чуть - общие коридоры. Также учащиеся и педагоги работали на расчистке железнодорожных путей, на разгрузке вагонов, строили оборонительные укрепления…

Удивительно, что при этом занятия шли своим чередом, работали библиотека и… киноустановка. Студенты самоотверженно продолжали «держаться в седле» (хотя с некоторыми и случались голодные обмороки) - собирали посылки на фронт, заботливо упаковывая в ящики книги по искусству, газеты, журналы, карандаши, бумагу. В перерывах, а иногда и ночами, шили из списанных одеял варежки, наушники, портянки.

Многие студенты и преподаватели так и не вернулись в стены родной альма-матер. Летчик Александр Путютин был сбит и вместе со своим истребителем погребен на дне Баренцева моря. Евгений Шварев героически погиб при взятии Варшавы, окончил свой ратный путь под Сталинградом завуч училища Владимир Пермяков…

ОШИБОЧНАЯ ПОХОРОНКА

Другим, к счастью, удалось выжить, и творчество их навсегда впитало запах пороха. Один из ярчайших представителей творческой плеяды фронтовиков - Альфред Альфредович Оя. Когда началась война, ему, второкурснику художественного училища, было неполных 18 лет. Вместе с братьями Карлом и Гуго он ушел на фронт, зимой 1943-го был тяжело ранен в сражении за Великие Луки, затем принимал участие в боях с японцами на Дальнем Востоке.

Именно оттуда мать художника, Ида Густавовна, получила похоронку на сына. На двух его братьев страшные треугольники пришли до этого… К счастью, третье известие оказалось ошибкой - Альфред вернулся домой, продолжил учебу, стал заслуженным художником РСФСР, одним из авторов монумента «Росток» и пензенского герба со снопами, шестеренкой и ласточкой. Выпускник художественного факультета ВГИКа, он мыслил кинокадрами, и от этого его полотна бьют в самое сердце. Чего стоит только «Русское половодье», не оставляющее ни малейшего сомнения в мощи Советской Армии…

Ныне в Пензе живет и здравствует Владимир Георгиевич Курдов - ему 93 года. Он тоже выпускник художественного училища, доблестный боец, инвалид войны. Несмотря на пережитое, преподавал в родном училище и возглавлял Пензенскую организацию Союза художников. Благодаря Курдову в городе появился пронзительный памятник «Проводы», уникальный бюст Дениса Давыдова (поэт увековечен не в военной форме, как его обычно изображали, а в гражданской одежде того времени) и многие другие творения.

О военном лихолетье Владимир Георгиевич тоже создал десятки работ. Одна из самых сильных - деревянная скульптура «От Советского информбюро»: образ женщины, окаменевшей у тарелки-репродуктора, рассказывает нынешним поколениям о тяготах военной поры.

НА ПУТИ К БЕРЛИНУ

Огромное количество колоритных фронтовых зарисовок оставил пензенский художник, а впоследствии и преподаватель училища Георгий Панков. Он был экспедитором, доставлял письма, посылки, дошел до Берлина. А попутно делал наброски отличившихся в боях бойцов и рассылал эти уникальные документы эпохи их родителям, женам, детям…

Так, на одном рисунке изображен старший телефонист сержант Соловьев. Во время боев он протянул линию связи на несколько километров! На другом скетче - санитарный инструктор старшина Владимир Шадров: в одиночку он вынес с поля боя 35 раненых солдат с оружием. Взятый Берлин и Рейхстаг с водруженным на него советским знаменем тоже навечно застыли в карандаше благодаря таланту художника.

Неизгладимое впечатление оставляют наброски в полусгоревших альбомах и на простреленных листах: на пути к Берлину весной 1945-го у Панкова совсем не осталось бумаги для зарисовок. Приходилось подбирать все, что попадалось в Праге, Вене и других городах.

«В 2005-м, в год 60-летия Великой Победы, мы устраивали тематическую выставку фронтовых картин, и рисунки Георгия Панкова тоже были вывешены, - вспоминает Нина Санталова. - Рука не поднялась загонять их в стандартные паспарту или под стекло: прикрепили обожженные листы на кроваво-алые прямоугольники бумаги и скрепили леской - получился коридор, сквозь который нужно было двигаться посетителям. Эффект - до мурашек!..

Художник уже не ходил - привезли его на машине. Войдя в зал и увидев экспозицию, он… заплакал. Признался, что считал свои работы безвозвратно утерянными».

Через три дня Георгия Панкова не стало, но этот мир он покинул счастливым…

P. S. 4 мая в 15.00 в Губернаторском доме откроется выставка работ пензенских художников-фронтовиков. Ее предварит акция «Сад Победы» - к уже высаженным 20 кустам сирени участники объединения «Дети войны» добавят еще несколько саженцев.

Ксения Вдовикина

«Молодой ленинец», № 18, 30 апреля 2018 г.

0
0
0


 
 
 
 
 
 
 
 

Архив газет

с 
по 

Лента новостей

Последние новости

Народный репортер

Мы публикуем самые интересные новости от наших читателей.
Присылайте: editor@penzainform.ru

Адрес редакции: 440026, Россия, г. Пенза,
ул. Кирова, д.18Б.
Тел: 8(8412) 238-001

E-mail редакции: editor@penzainform.ru

Рекламный отдел: 8(8412) 238-003 или 8(8412) 30-36-37

e-mail: reklama@penzainform.ru

Если ВЫ заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите его фрагмент и нажмите Ctrl+Enter!

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ» |18+| 2011—2024

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство ЭЛ № ФС 77-77315 от 10.12.2019 года. Учредитель ООО «ПензаИнформ». Главный редактор — Белова С.Д. Телефон редакции 8 (8412) 238-001, e-mail: editor@penzainform.ru.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии.

Мобильная версия | Пользовательское соглашение | Реклама на сайте