Пенза, которой в этом году исполняется 360 лет, считается исконно русским городом. Но русские - не коренной народ этих мест. Они пришли сюда, чтобы построить засечную черту, которая бы защитила Московское государство от кочевников. К тому времени здесь уже были мордовские поселения.
Как проходила русская колонизация сурского края? Почему не было межнациональных и религиозных войн? Почему одними из защитников Пензы были татары?
В честь Дня народного единства penza.aif.ru рассказывает, как на одной земле долгими веками смогли уживаться разные народы.
НА СЛУЖБУ К РУССКИМ
Сохранились документы, которые рассказывают, кто пришел строить крепость Пензу. Первопоселенцев было около 3 тыс. человек. Среди них русских - 246 чел., при них детей и родственников - 458 чел.; татар - 69, при них родных - 169 чел.; мордвы - 19 человек, при них членов семей - 3 человека.
«Пензенский край можно считать землей, на которой зародились сразу два этноса: мордва-мокша и татары-мишари», - отмечает доктор исторических наук, председатель Союза краеведов России Владимир Первушкин.
Между собой они жили мирно, и даже несмотря на то, что разговаривали на разных языках, хорошо понимали друг друга. Не случайно, что в мокшанском языке много заимствований из тюркских языков, а в мишарском - из финно-угорских.
Почему местное население стало служить Москве? Это было уже мощное централизованное государство. Оно могло защищать своих жителей. Кроме того, служить было выгодно. За службу платили жалование, давали провиант и земельные наделы. Они были немаленькие.
«Начальным людям» (сотникам, пятидесятникам) отводили «для кормления» от 45 до 120 га земли, конным казакам - до 18 га, пешим казакам, пушкарям и т. д. - до 9 га. Воеводам, подьячим, поручикам и прочим людям «офицерского чина» - до 300 га. Выделялись защитникам и покосы.
Сохранились росписи царских пожалований, где указывалось пожалование в зависимости от занимаемой должности. Были и челобитные, где служивые жаловались на то, что им задерживают жалованье, а оно было достаточно солидным для тех времен.
Вокруг крепости строились слободы и посад. В середине XVII века именно по такому сценарию и образовывались населенные пункты на пензенской земле. Например, в современном Шемышейском районе рядом появились два села: Усть-Уза - село служилых татар и Усть-Мурза - село служивой мордвы. Их использовали для охраны границ Московского государства - засечных черт.
В XIX в. мордву охотно брали на службу в столицу для охраны, в том числе и царской семьи. В документах времен Александра I нашлось и объяснение этому. Мордва, как отмечалось в документе, были крепкими, высокого роста, с приятной внешностью: светловолосыми и голубоглазыми. А еще они мало понимали по-русски, поэтому подговорить их на измену было тяжело.
Прошло совсем немного времени, и мордва сильно обрусела, представителей этой национальности уже невозможно было отличить от русских. Но на службе они всегда ценились.
ХИТРОСТЬ ЦАРЕЙ
Была у московских правителей еще одна хитрость, благодаря которой они сводили до минимума возможность сопротивления на местах. Англосакские колонизаторы по традиции уничтожали на завоеванных землях местное население вместе с правящей верхушкой.
Русские цари поступали мудрее: если местные землевладельцы переходили в православие, то сохраняли земли и свое привилегированное положение в обществе. Так на сурской земле появились дворянские роды Тугушевых, Тенишевых, Чегадаевых, Мордвиновых.
Коренные жители сурского края - татары и мордва - практически не были крепостными, а вошли в число ясачных, затем государственных крестьян.
«На одной территории жили представители разных национальностей, конфессий, языковых групп и мирно существовали между собой, потому что изначально уважали друг друга. Никому из православных не приходило в голову сжигать Коран, они уважали мусульманство. В то же время и мусульмане с почтением относились к Библии и православным священникам. Конфликты, которые иногда встречаются в исторических источниках, возникали на классовой основе, реже на бытовой почве. Народы сурского края единодушно участвовали в восстаниях Разина и Пугачева. Против феодального гнета поднимались все, вне зависимости от национальности», - отмечает Владимир Первушкин.
КОММЕНТАРИЙ
Доктор социологических наук, доцент ПГУ Игорь Юрасов:
«На территории сурского края на самом деле веками не было конфликтов на межнациональной и религиозной почве. Жители региона понимали, что есть границы, которые нельзя переходить. В том числе и сейчас, когда 80% граждан, проживающих в регионе, являются русскими, на втором месте - украинцы, на третьем - татары, а на четвертом - мордва. Кроме того, ритм жизни в регионе таков, что все маргинальные личности, которые могли бы спровоцировать какой-либо конфликт, не задерживались в провинции. Есть непростые вопросы с цыганами, но их не решили ни в одной стране мира».
Ирина Акишина
«Аргументы и факты», № 44, 1 ноября 2023 года
Оригинал и другие интересные статьи на сайте penza.aif.ru.