Появление на поле в футболке пензенского «Зенита» Германа Онугхи поначалу породило немало слухов среди болельщиков. «Легионер… Иностранца купили», - обменивались мыслями они. На самом деле новичок «Зенита», несмотря на, безусловно, экзотическую для нашей средней полосы, да и всего второго дивизиона внешность, родился в России, а футбольные университеты постигал на пензенской земле. Играл в Тамале, «Атмисе» из Кевды.
Приглашение 20-летнего парня в ряды «Зенита» на данный момент выглядит авансом со стороны тренерского штаба. Но на областном уровне новичок себя проявил, и возраст для прогресса у него самый подходящий. Кроме того, Онугха уже успел в сложные для команды времена доказать, что понятия «Родина» и «честь» для него не пустой звук. К тому же Герман - форвард, а качественные игроки этого амплуа в России - «товар», мягко говоря, штучный. Иными словами, у него есть все шансы громко заявить о себе. В конце концов, его вторая родина, Нигерия, пожалуй, самая футбольная держава Африки, вырастившая в новейшей истории в разы больше выдающихся игроков, чем Россия.
Накануне очередного домашнего календарного матча «Зенита» новичок клуба согласился ответить на несколько вопросов корреспондента «НП».
ИГРАТЬ ИЛИ УЧИТЬСЯ?
- Герман, для начала интересно узнать, как ваша семья оказалась в России и в Пензе...
- Мой отец приехал из Нигерии в Москву учиться. Там в университете и познакомился с моей мамой, уроженкой Пензы. Я родился в столице. А в трехлетнем возрасте вместе с мамой переехал в Пензу — поближе к бабушке и дедушке. Уже здесь она, видя мое увлечение футболом, отдала меня в секцию.
- То есть футбольный путь выбрал именно благодаря маме?
- Да. Хотя Нигерия и является страной, где очень любят футбол, отец к числу ярых фанатов никогда не относился. Хотя и мог посмотреть матч по телевизору. У меня же увлечение возникло само собой с малых лет. Обожал смотреть игры «Барселоны», «Реала», других «топовых» клубов мира, гонял мяч во дворе. Мама все это видела. Когда мне исполнилось шесть, недалеко от дома как раз построили ФОК, туда она меня и отвела. До 11-летнего возраста я занимался мини-футболом. Потом встал вопрос: идти в класс спортивной направленности или сосредоточиться на учебе? Мама сказала: «Выбирай сам». Я предпочел второй вариант и на три года бросил занятия.
- То есть футболист Герман Онугха мог пойти совсем по другой карьерной дороге?
- В тот период у меня не было троек в дневнике. Но в 14 лет вновь появилось желание играть в футбол, и я начал тренировки уже на большом поле.
0Т ТАМАЛЫ Д0 «ЗЕНИТА»
- Перерыв в три года. Возобновление тренировок в достаточно позднем возрасте... С таким «базовым багажом» весьма сложно стать профессиональным спортсменом. Как удалось преодолеть, добиться, прорваться?
- Честно говоря, я сначала и не предполагал, что попаду в профессиональный футбол. Примерно в 16-летнем возрасте начал выступать в любительских турнирах. Последний год перед приглашением в «Зенит» играл в чемпионате области. Съездил на две игры в Тамалу по приглашению капитана местной команды. Забил два гола. Затем стал игроком «Атмиса» из Кевдо-Мельситово.
- Приглашение в «Зенит» было неожиданным?
- Ничто этого не предвещало. «Атмис» сыграл с основным составом пензенского клуба товарищеский матч. Я на поле ничем особым не отличился. И тут после игры подошел тренер «Зенита», позвал в команду.
- Тяжело было на новом уровне?
- Очень. Поначалу вообще ничего не получалось. Выхожу на тренировку и вижу, что по уровню отстаю от остальных игроков. Адаптировался месяца два. Играл за дубль.
- И достаточно успешно...
- Да, многое получалось, забивал по два, по три гола. Когда летом формировался состав на новый сезон, тренеры оказали доверие, уже стало что-то получаться на поле. Потом клуб стали тренировать мои наставники из дубля Владимир Радкевич и Дмитрий Ирышков. Это тоже помогло. Хотя, безусловно, надо работать и работать - еще у меня три игры в основном составе «Зенита» и три выхода на замену. Голов пока не забил, сделал один результативный пас. Будем стараться.
ОДИННАДЦАТЬ СМЕЛЫХ
- Упомянутая вами смена тренерского штаба произошла после нашумевшей на всю страну забастовки. Какова была обстановка в клубе перед ней?
- Честно скажу, тяжело было, особенно приезжим парням. Сейчас, к счастью, ситуация изменилась.
- Вы один из одиннадцати парней, которые, несмотря на забастовку, вышли на поле в матче с «Торпедо». Ведь было моральное распутье? С одной стороны, поддержать одноклубников. С другой - честь региона на кону...
- Вот за Пензу мы и решили выйти. Неважно, сколько нас таких наберется. По регламенту можно - от восьми человек. Решение пришлось принимать спонтанно. О том, что «основа» не выйдет на игру, стало известно за полчаса до начала матча.
- Выходили ведь практически на «расстрел». На поле ждало московское «Торпедо», к тому же здорово мотивированное: первый матч после возвращения на стадион имени Эдуарда Стрельцова...
- Мы прекрасно понимали, что нас ждет. У некоторых ребят - первый выход на поле в основном составе, у меня - второй. Замен нет... Перед выходом экстренно принявший руководство Владимир Радкевич сказал: «Будет очень трудно». Так оно и вышло, счет 0:9 все помнят, но мы сделали все, что могли. После игры тренер поблагодарил за самоотдачу.
- Бастующая часть команды после игры не упрекала за то, что не поддержали?
- Нет, никакого раскола не было. И сейчас все хорошо. Та история в прошлом, о каких-то ее повторениях даже речи не идет.
БОЛЕЮ ЗА РОССИЮ
- Форварды бывают разные: быстрые, техничные, таранные...
- Вот последнее как раз обо мне: ворваться в штрафную, продавить, принять мяч, побороться, ударить.
- Есть ли у футболиста Германа Онугхи кумиры?
- Если говорить о клубах, то в российском футболе с детства болею за ЦСКА, в мировом сейчас нравятся два клуба из одного города: «Манчестер Юнайтед» и «Манчестер Сити». Особенно последние, «горожане». Их форвард Ромелу Лукаку - мой образец для подражания среди игроков.
- А мечты есть? Например, выступить в футболке сборной России на чемпионате мира. Понятно, что не на ближайшем, но через четыре года или через восемь?
- Пока ставлю перед собой цель - попасть в Российскую премьер-лигу. Если получится, тогда можно задуматься и о сборной. Почему бы и нет?! А попасть на чемпионат мира мечтает любой футболист, я не исключение.
- Есть желание посмотреть ближайшее мировое первенство с трибуны?
- Конечно. Мордовия рядом. Хочу съездить.
- Сборная Нигерии тоже пробилась на Мундиаль. За кого будете болеть?
- За Россию, конечно. По менталитету и внутреннему мироощущению я - русский. Хотя, безусловно, не забываю, что у меня есть нигерийские корни и вторая родина.
- На ней бывать не приходилось?
- Пока нет, хотя желание имеется.
- Спасибо за интервью и успехов на футбольном поле.
Андрей Самсонов
«Наша Пенза», № 42, 18 октября 2017 г.