Новая археологическая сенсация может прославить Пензу не меньше, чем Золотаревское городище. Если, конечно, на разработку проекта будут найдены деньги. По крайней мере, идею создания нового историко-культурного комплекса уже поддерживает губернатор - уникальные находки обнаружены на его малой родине, в Нижнеломовском районе.
ОТКУДА ТУТ РИМСКАЯ ШПОРА?
Речь идет о долине древней мордвы в районе села Ражки. Именно здесь в II-III веках нашей эры зародился новый народ, который существует до сих пор, - мордва. Тогда поселения были мелкими - по три-четыре семьи. Но у всех этих дворов было священное место - деревня мертвых.
Сюда приносили жертвенные дары и молились о помощи живым. Именно такой могильник и раскопали археологи. И все указывает на то, что тут будет обнаружена еще масса удивительных артефактов.
Конечно, на территории Сурского края есть и другие мордовские могильники. Самая большая их концентрация - в Усть-Узе, Шемышейке, между селами Кижеватово и Трофимовка. Но нигде нет столь уникальных захоронений, как в Ражках: они наглядно показывают процесс сложения мордовского эпоса!
Более того, даже в Мордовии все археологические памятники гораздо старше. Кстати, работами уже заинтересовались коллеги пензенских ученых из Мордовского пединститута (вместе копали тут три года назад), а также археолог Илья Ахмедов из Эрмитажа.
Кроме того, эксклюзивность именно этого места в том, что оно являлось своего рода Вавилоном: множество народов перемешалось здесь и дало миру новый этнос. На то, что мордва выделилась из гремучей смеси племен, указывают поразительные чужеземные находки в пензенском могильнике. Например, бронзовая римская (!) шпора - ее переделали в браслет, украшения с выемчатой эмалью (такую технику использовали славяне и балты) или черно-лощеная посуда, характерная для верхнего Поочья.
БАГАЖ В ИНОЙ МИР
Благодаря находкам археологов можно многое рассказать об обитателях окрестных территорий. Как выясняется, в ту пору люди жили (только вдумайтесь!) в среднем 40 лет. Многие женщины и того меньше - они ведь постоянно рожали, сильно изнашивая организм.
Почивших родственников древняя мордва просто засыпала землей. В яму опускали личные вещи, украшения (для женщин), оружие (для мужчин) и посуду, иногда с пищей. Считалось, что все это понадобится усопшему в другом мире. Поэтому такие предметы и составляют львиную долю находок.
«По ним можно определить не только социальный статус, но и возраст человека, - рассказывает археолог, профессор ПГУ Владимир Ставицкий.
- Например, нашли в погребении в женский скелет, а рядом - видимо-невидимо украшений. Это был скелет молодой девушки (максимум 25 лет). У нее имелся вывих бедра (родовая травма) и заболевание эндокринной системы. А также нагрудная бляха, обозначавшая статус замужней женщины и матери.
Видимо, семья собрала родственницу «в дорогу» по высшему разряду, искренне сожалея о том, что она больше уже никому не сможет дать жизнь. А ведь материнство считалось высшим предназначением женщины».
КОСТИ КУЧКОЙ
Но на этом парадоксы не заканчивались. В иных захоронениях кости вообще лежали... кучкой. Или были беспорядочно разбросаны по могиле. Несведущий в истории человек может подумать, что это собаки или хищные птицы постарались. На самом же деле тут все куда интереснее.
«Возможно, это были вожди, - огорошивает Владимир Вячеславович. - Они ведь неслучайно занимали такой пост - обладали знанием первобытной магии. Их боялись. И, подобно тому, как в средние века поступали с подозреваемыми в оккультизме, на всякий случай вбивали им в грудь кол. Скелеты таких жрецов также ломали и перемешивали.
Впрочем, есть и другая гипотеза. Еще до этих поселений тут обитали представители Городецкой культуры (это условное название, так как истинного никто не знает). И у них людей хоронили наземным способом - клали на помосты. А затем уже то, что осталось, закапывали в землю. Возможно, новый мордовский этнос, который сформировался здесь после них, перенял этот обычай. И то, что мы находили в могильниках, - это следствие уже вторичного обряда погребения.
Еще кое-где были обнаружены сожженные останки, относящиеся к IV веку: скорее всего, так хоронили прибившихся к поселениям чужеземцев (байтов): уважали иностранные обычаи».
А вот детских погребений вопреки ожиданиям (смертность была очень высокая) археологи не нашли. Как считает Владимир Ставицкий, это связано с тем, что у древнего народа существовала практика инициации. Лишь достигнув определенного возраста, ребенок начинал считаться полноценным представителем своего племени. А тех, кто умирал раньше, нельзя было хоронить на родовом кладбище.
ВСЕ ФИННЫ В ГОСТИ К НАМ
В планах Владимира Ставицкого, его коллег и студентов - найти городище, поселение, где, собственно, и жили люди, которым принадлежала деревня мертвых.
«Было бы здорово реконструировать такое селище, показать, как выглядели жилища в II веке, сакральные места, где проводились обряды, - делится Владимир Вячеславович. - Здесь можно создать уникальный историко-культурный объект, который, конечно, привлечет туристов. Думаю, даже финнов и эстонцев - это ведь и их корни!»
Меж тем промедление недопустимо. На место раскопок уже наведывались черные археологи - ученые видели грубые следы, оставленные ими. К счастью, до самого интересного они чуть-чуть не докопали.
Поэтому скрестим пальцы в ожидании апрельской сессии Заксобра - депутаты должны решить, выделять ли средства на дальнейшие раскопки. Если деньги найдутся, с новой силой начнутся не только археологические и этнографические исследования, но и создание туристической инфраструктуры. А еще у ученого сообщества Пензы есть идея подать заявку на федеральное финансирование проекта. С Золотаревским городищем не получилось. Может быть, удастся теперь?..
Ксения Вдовикина
«Молодой ленинец», № 11, 31 марта 2015 г.
Что пишут люди об этом (15 комментариев):
Интересная информация.
penzainform.ru писал(a):
Более идиотской версии невозможно представить!Колдунов (шаманов,высокородных соплеменников) хоронили на помостах,высоко от земли и в стороне от остальных сородичей!
Больше вероятна вторая версия,только мордва,прежде,чем ссыпать останки в могилу,ещё и ограбили покойных.
Более идиотской версии невозможно представить!
Колдунов (шаманов,высокородных соплеменников) хоронили на помостах,высоко от земли и в стороне от остальных сородичей!
Больше вероятна вторая версия,только мордва,прежде,чем ссыпать останки в могилу,ещё и ограбили покойных.
Вы специалист?Историк?Краевед?Археолог?Т.....?
Или п.................................л?
Гость писал(a):
Этнограф,а что?И не Белорыбкин к тому же.Пензенский край - древняя мордовская земля! Никаких кацапов тут раньше не было!
А я археолог, копал мордву вместе с Полесских М.Р. Ещё до того, как Белорыбкин родился и прибыл в Пензу.
Мордва - уникальнейший российский этнос, достойный создания в Пензе Академии древней мордвы Посурья и Примокшанья.
На счёт мордвы - не спорю.
Но ты,Мотовилов,бездарный,во всех отношениях,инженер-электрик,который протаскивал статейки в местную прессу,будучи внештатным сотрудником!
Какой ты археолог?!
Если тебя,ещё в студенческие годы,взяли разок в экспедицию,в качестве рабочего (землекопа),то это никак не могло дать тебе учёную степень археолога.
Ты заурядный пензенския болтун,которого никто и никогда всерьёз не воспринимал.
Если писать все против РУССКОГО НАРОД то получишь и деньги и звания... но совершенно очевидно что это не археолог и так дешевый ширпотреб..
Хотел почитать размышления умных людей об археологических находках,путях развития данного направления на Пензенской земле,но всё свелось .....Жаль!
Гость писал(a):
Римские бронзовые застёжки для одежды (фибулы) я находил ещё на раскопках в составе экспедиции Полесских в 1963-м году. Это было под Наровчатом.Вы и впрямь думаете, что археологический пятачок для практики студентов станет притягательным местом для туристов?? Ну фантазеры...
В Золотаревские археовыдумки вбухали деньги и бросили - потому что, чтобы это работало в туризме и "Прославляло" пензенскую землю. надо вкладывать деньги и вкалывать.
У нас культурно-историческое наследие заброшено, не финансируется то, куда бы могли ехать туристы (инфраструктуры никакой - ни туалетов, ни воды) , а вы опять дилетантам-заксобровцам и пр. лапшу на все места вешаете.
Вы правы!Без реального финансирования любая идея остаётся лишь мечтами и благими пожеланиями.Классический пример - Тарханы.Без финансирования,там была бы заброшенная деревенька,куда бы ездило человек 40-140 в год поклониться праху Лермонтова.А сейчас - десятки тысяч...
Гость писал(a):
Про Тарханы очень верно. Без финансирования деревеньками без посетителей-туристов остаются Радищево, Наровчат, Белинский - а там музеи-усадьбы. и никакой инфраструктуры. и денег не предвидится на развитие. А в пустое место - среди степи -будем вбухивать.
У разных народов существовала различная практика похорон вождей и жрецов. Например кочевники нередко хоронили вождя в центре кургана, а по его периметру простых соплеменников. У финских народов, к которым относится мордва практики погребения на помостах не было. Со 2-го века нашей эры все известные погребения грунтовые.
Владимир Ставицкий.