«Боже, как давно это было, помнит только мутной реки вода...» - именно так и не иначе вспоминаю я сегодня первые речные трамвайчики (так их окрестили в народе), которые курсировали по Суре от Бакунинского моста (первый их деревянный причал находился здесь) до дачной Барковки.
Само ожидание корабля было преисполнено романтикой: вот оно, судно, показавшееся из-за поворота, и вся очередь сразу начинает заметно волноваться - как бы занять места получше.
Но вот «Маркин» делает разворот и с гудком причаливает. Загорелые - весь день на солнце - речники помогают горожанам перебраться на палубу. Они же и продают билеты. Еще один гудок, и кораблик отдает швартовы.
Какое это было блаженство, сидя в нижней каюте при открытом окне, опустить руку за борт и ощущать теплую воду Суры. А за иллюминатором проплывали пейзажи один краше другого. По берегам могучие вековые деревья, с которых на тарзанках, совершая головокружительные кульбиты, прыгали отчаянные пацаны.
В ту пору очень многие ребятишки все лето проводили на реке. Купались, загорали, удили рыбу и прямо здесь же жарили ее на ивовых прутиках. К сентябрю их загару завидовали даже те немногие счастливцы, коим повезло пару недель пробыть с родителями на Черном море.
Кстати, будучи пацанами, мы с приятелями частенько поджидали трамвайчики на причале на острове Пески и, озорничая, забирались на них, чтобы красиво нырнуть с кормы или борта под восхищенные взгляды подруг.
Конечно, делалось это втихаря от команды корабля, иначе можно было запросто схлопотать приличного леща. А еще мы очень близко подплывали к «Суре», «Пензе» и другим судам и обрызгивали водой разомлевших от жары пассажиров. И никакой ОСВОД не был нам преградой.
Основной поток пензяков выходил на конечной на Барковке. И уже здесь и местная ребятня, и пацаны-дачники отрывались по полной, пока кораблики стояли на обеде. Прыгали в Суру со всех надстроек и палуб. Правда, за это удовольствие приходилось платить мойкой судна. Ведра и швабры выдавали матросы, тщательно следившие, чтобы ни одного грязного места на корабле не осталось.
Долгие годы речной транспорт, принадлежавший, как ни странно, троллейбусному управлению, был рентабельным. Форс-мажор наступил уже в постсоветские годы: перестало хватать денег на горючку.
Что оставалось речникам? Они начали сдавать суда в аренду на дни рождения, юбилеи и корпоративы. А один из корабликов, переоборудованный под плавучее кафе, всю навигацию простоял на якоре возле «Ростка», и молодежь отрывалась здесь по полной.
Пока что финал этой истории печален - речных трамвайчиков в Пензе больше нет. По счастью, о речном транспорте на днях вспомнил губернатор Василий Бочкарев. Да не просто вспомнил, а поручил одному из замов мэра Ларисе Рябихиной вернуть городу корабли. Случится это или нет, все еще вилами на воде писано...
Виктор Володин
«Молодой ленинец», № 31, 29 июля 2014 г.
Что пишут люди об этом (25 комментариев):
Власть советскую.... не вспоминать !!!!!!!
Вилами на воде написано.
Суденышки эти были, признаться, крайне уродливыми, страшно шумными и очень неудобными. А всякое ребячество вокруг них было, по-сути, малоумное хулиганство, бессмысленное и безобразное.
Вспомни сколько было моторок-вся речка кишила.Ничего не запрещали и лодками никого не давили.
Гость писал(a):
Тебя в детстве часто обижали.Судьба.Гость писал(a):
Да. Подобные сто лет назад устаревшие посудины, списанные с других пароходств, ржавые, кое-как подкрашенные, печально доживали свой век в провинциях типа Пензы...Деревянного причала около Бакунинского моста никогда не было! Даже во времена керосиновой лавки.
Гость писал(a):
Причал был, с северной стороны моста, на правобережье. А ты видать дальше набережной и нос не сувал ))))Гость писал(a):
Ну почему пензюки такие хамы? Всегда тыкают,оскорбляют! У вас там в Пензе что,-все такие?
Причала у Бакунинского моста никогда не было! Место посадки и высадки пассажиров было около дренажки,висели просто автомобильные покрышки на набережной.Учите историю своего городабневоспитанный Вы наш!
Так то было раньше, тогда страна великая была !
Гость писал(a):
Вы дальше набережной свой нос никогда не совали?Причал №1 всегда был севернее Бакунинского моста, перед затоном. Там катерок разворачивался и проходил обратно, под Бакунинский мост, к набережной. И далее, вверх по течению. Учи матчасть, короче, старожил ))))
Гость писал(a):
Сколь великая, столь и паршивая. Как эти недокатерки.penzainform.ru писал(a):
Интересно как, если они проданы?И когда будут? Когда рак на горе свистнет?
Гость писал(a):
Причал был деревянный справой стороны бакуненского моста на протяжении многих лет.С 1968г. мы с него на водных лыжах стартовали.И с моста ныряли,правда иногда менты гоняли,но не все,только деревенские.