Сетевое издание|18+|Пятница|29 мар 2024|02:56
rss PenzaInform в Одноклассниках PenzaInform в Вконтакте PenzaInform в Telegram PenzaInform в Дзен

Через социальные сети

Через аккаунт на сайте

Имя
Пароль
+1oC
+2oC
Погода | Сегодня | Облачно |
+5oC
+6oC
Завтра | Облачно |
 
28.01.2023|15:32


Совсем недавно прошла выставка пензенского скульптора Германа Феоктистова под названием «Земляки», приуроченная к 60-летию мастера. Его работы можно увидеть и в самом центре Пензы. Именно он один из авторов «Пензяка толстопятого» и «Ювелира», что стоят на улице Московской.

О том, как позируют натурщицы и каких памятников не хватает областному центру, Герман Феоктистов рассказал корреспонденту «АиФ-Пенза».

Встреча состоялась в студии скульптора, где он создает свои работы с 2012 года. Это дом, где 8-й и 9-й этажи специально отводились под мастерские. Судя по тому, какое количество экспонатов находится здесь, понятно, что творческий кризис художнику, отметившему 60 лет, не грозит.

ДОСЬЕ

Герман Феоктистов родился в Пензе в 1962 году. С 1980 по 1985 годы учился в Пензенском инженерно-строительном институте на архитектурном факультете. С 1985 года занимается скульптурой в жанре мелкой пластики, а с недавнего времени - в жанре городской скульптуры. Участвовал в международных выставках и конкурсах, проводимых в том числе в Болгарии, Канаде, Украине, России. В 1996 году три его работы, представленные на выставке предметов ювелирного искусства, посвященной 150-летию Карла Фаберже (Санкт-Петербург), были удостоены диплома I степени в номинации «Украшение интерьера». Работы пензенского скульптора украшают не только частные коллекции, но и подарочный фонд Совета Федерации, Музей истории Москвы, болгарский Дом сатиры и юмора.

ГОЙКО МИТИЧ И ГРАЖДАНПРОЕКТ

Анна Логинова, «АиФ-Пенза»: Герман Михайлович, вы по образованию архитектор. А почему стали скульптором? Совсем не нравилось строить здания?

Герман Феоктистов: До того как стать скульптором, работал в «Гражданпроекте» 3,5 года, во время отпуска делал детские площадки, создавал деревянных сказочных персонажей. Потом понял, что проектирование зданий - не мое, занялся скульптурой.

- У вас много работ на индейскую тематику. Откуда такой интерес?

- С детства. Много смотрел фильмов с Гойко Митичем (югославский, сербский и германский киноактер, режиссер и каскадер, прославился как исполнитель ролей индейцев. - Прим. корр.). Индейцы виделись мне благородными, сильными героями, живущими в гармонии с природой. Это сейчас в Интернете все можно найти, а раньше с этим было сложнее: благо существовал и до сих пор существует фестиваль индеанистов, они изучают культуру североамериканских индейцев.

Моя первая работа на эту тему получилась не сразу. Я увидел картинку в журнале «Вокруг света» и захотел сделать скульптуру индейца. Но там изображение было нечеткое, к тому же я в то время не очень был, так сказать, в теме. И вот, по мере того как узнавал информацию, я из раза в раз переделывал свое творение, хотел, чтобы все было достоверным до мельчайших деталей. Сам я до сих пор бываю на фестивалях индеанистов, когда есть возможность. Несколько лет назад с товарищем проплыл на настоящем индейском каноэ.

- Им легко управлять?

- Ну это уметь надо! (смеется). У каноэ нет руля, так что один человек гребет, скорость набирает, другой направляет судно, куда следует.

«ПРОПУСК», «ЮВЕЛИР» И «ПЕНЗЯК ТОЛСТОПЯТЫЙ»

- Сейчас ваши работы известны каждому пензенцу, те же «Ювелир» и «Пензяк толстопятый» стоят в самом центре города. У них есть реальные прототипы?

- Я их делал не один, а в соавторстве с Валерием Кузнецовым. «Ювелир» - это частный заказ от владельца ювелирных магазинов Максима Ломоносова, он хотел воплотить в бронзе своего дядю, ювелира Владимира Ломоносова. Мы взялись за работу. Где-то на половине пути позвонил заказчик, сказал, что родственники не разрешили делать такую скульптуру.

Я предложил тогда использовать собирательный образ ювелира. В итоге родственники все же дали согласие, и сейчас на улице Московской стоит скульптура, изображающая реального человека, а не абстрактного представителя профессии.

«Памятник пропуску» в Заречном и «Пензяка толстопятого» мы делали также вместе с Валерием. «Пензяка» слепили из пластилина в натуральную величину, сняли форму, увезли в Смоленск, там уже литейщики сделали свою работу. «Толстопятый» отлит из 16 кусков бронзы. Отлили, заварили, стали обрабатывать. Сроки были очень маленькими, нужно было быстро все сделать, готовили памятник в 2018 году к 4 ноября, а начали над ним трудиться в августе. Работали с утра до вечера. Патину (особый налет разных оттенков, который образуется на поверхности меди, бронзы и латуни. - Прим. корр.) делали уже без нас, натерли воском и привезли в Пензу.

- У часового из «Памятника пропуску» в Заречном тоже есть прототип? Какой-то реальный прапорщик?

- Нет, это собирательный образ.

МНОГО ШУМА ИЗ-ЗА МЕСТА

- Что бы вы сказали тем, кому «Толстопятый» пришелся не по душе?

- Были негативные отзывы, связанные с тем, что я изобразил, по сути, анекдот, а не реальное историческое событие. Многим это не понравилось, хотя я и не утверждал, что легенда соответствует действительности. Это такая же часть русского фольклора. «Пензяк толстопятый» стоит там, где надо, - в сквере «Пословицы и поговорки».

- В свое время много шума наделал «Кентавр», который сейчас находится на Фонтанной площади. Вы согласны с теми, кто критикует скульптуру?

- Юрий Ткаченко, заслуженный художник РФ, выполнил работу качественно. Другое дело, что его мало кто понял, ведь для каждой работы нужен свой зритель. Такая ситуация, как я считаю, произошла из-за того, что заказчик выбрал не самое подходящее место для «Кентавра». Вот стоял бы он, например, на «Чистых прудах», уверен, отзывы были бы не такие категоричные.

- А как вы относитесь к тому, что в каждом городе нашей страны есть памятник Владимиру Ильичу Ленину?

- У нас Ленин стоит правильный, работы знаменитого скульптора Вучетича. А вот в Малой Сердобе, например, вождь мирового пролетариата выполнен в бетоне с головой, непропорциональной телу, в Чаадаевке Ленин вовсе покрашен синей краской, а в одном из городов вождь стоит с двумя кепками: одна на голове, другая в руке. О чем это говорит? О том, что скульптуру делали лишь для того, чтобы она была. Вот у нас Ленин самый подходящий.

- Какой памятник лично вы могли бы предложить Пензе?

- Будет правильно поставить памятник Алексею Турищеву, автору музыки к песне «Варяг». Он, правда, не местный, родился в Калуге, служил в Изборском полку на территории Пензы, встретил здесь свою супругу и до конца дней прожил в нашем регионе. Он преподавал в музыкальном училище (в здании на улице Богданова). Я бы изобразил его 15-летним: в этом возрасте он сочинил свое произведение. В репертуаре каждого духового оркестра есть «Варяг». А в Интернете иногда пишут, что автор песни неизвестен! Хочется восстановить историческую справедливость. Еще у меня была идея поставить рядом со зданием цирка фигуру клоуна с барабаном, но цирк пока не достроили.

«ЗЕМЛЯКИ» И «ЕВА»

- Недавно прошла ваша выставка «Земляки». Кого из земляков туда отбирали? Есть ли среди них знаменитости?

- Это работы разной тематики, их объединяет то, что все эти фигуры выполнялись с лицами моих знакомых и друзей. Например, я был знаком с одним электриком в театре. Это был человек с интересными чертами лица, у него всегда были очень грустные глаза. В композиции «Конец пути», где ковбой сидит возле мертвой лошади, у ковбоя его лицо. Своего сына я изобразил в образе Алеши Поповича, своих родителей такими, какими они были в молодости. Так набралось 115 работ.

- Ваша выставка «Ева», которую вы делали в 2018 году, была посвящена женской красоте. В экспозицию входило 60 скульптур и 40 графических работ. Не стеснялись девушки позировать обнаженными?

- Я этих девушек хорошо знаю. Позировали они для работы, не для выставки, нормальные девчонки, которые прекрасно понимали, для чего нужна обнаженная натура. В этом нет ничего пошлого или стыдного.

- Какие планы на будущее?

- Хочу в 2025 году сделать выставку, посвященную индейской теме. У меня около 100 работ, есть что показать. Возможно, приедут знакомые индеанисты, все начнется с танцев ребят в индейских костюмах, с песнями. Будет ярко, красочно и интересно!

Анна Логинова

«Аргументы и факты», № 4, 25 января 2023 года

Оригинал и другие интересные статьи на сайте penza.aif.ru.

0
0
0


 
 
 
 
 
 
 
 

Архив газет

с 
по 

Лента новостей

Последние новости

Народный репортер

Мы публикуем самые интересные новости от наших читателей.
Присылайте: editor@penzainform.ru

Адрес редакции: 440026, Россия, г. Пенза,
ул. Кирова, д.18Б.
Тел: 8(8412) 238-001

E-mail редакции: editor@penzainform.ru

Рекламный отдел: 8(8412) 238-003 или 8(8412) 30-36-37

e-mail: reklama@penzainform.ru

Если ВЫ заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите его фрагмент и нажмите Ctrl+Enter!

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ» |18+| 2011—2024

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство ЭЛ № ФС 77-77315 от 10.12.2019 года. Учредитель ООО «ПензаИнформ». Главный редактор — Белова С.Д. Телефон редакции 8 (8412) 238-001, e-mail: editor@penzainform.ru.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии.

Мобильная версия | Пользовательское соглашение | Реклама на сайте