А вы боитесь переходить проезжую часть на пешеходном переходе? Я лично боюсь. И причина не в том, что я трус, мне просто хочется жить. По статистике, более 30% жертв ДТП в нашей губернии - пешеходы.
За три последних месяца в области произошло 141 дорожно-транспортное происшествие, при этом 11 человек погибли и 137 получили травмы. На пешеходных переходах Пензы пострадало более 50 человек.
На прошлой неделе чиновники, сотрудники ГИБДД и представители общественности в очередной раз ломали головы над тем, как сделать пешеходные переходы безопасной зоной. Происходило это во время круглого стола, организованного региональным правительством.
А ВИНОВАТ ЛИ ПЕШЕХОД?
Один мой знакомый таксист утверждает, что в любом ДТП с участием пешехода виноват пешеход. Даже если на него наехали на зебре. Аргумент железный: автомобиль - средство повышенной опасности, к тому же иногда сложно управляемое, а пешеход - маневренный и всегда может увернуться. Самое удивительное, что некоторые пешеходы тоже так думают. Особо строптивых (а таких в прошлом году оказалось 13 000) штрафовали за «антизаконные действия на дороге».
Впрочем, карательные меры воспитательного эффекта не возымели: как происходили ДТП на пешеходных переходах, так и происходят. И что с этим делать - никто не знает. Есть, конечно, варианты. Например, последовать опыту некоторых европейских городов, в которых водители обязаны останавливать машины, как только пешеход поставит ногу на проезжую часть. Идея, безусловно, интересная, но, как оказалось, в наших условиях нежизнеспособная. Как только она была внедрена в жизнь в некоторых российских городах, между водителями и пешеходами стали происходить стычки: нашлись шутники, которые забавлялись тем, что, стоя у дороги, ставили на проезжую часть одну ногу.
У водителей сдавали нервы, они вылетали из машин и начинались потасовки. Поэтому вводить нечто подобное на территории Пензенской области местные чиновники не решились. Может быть, поэтому и стали объектом для критики со стороны блогеров.
В частности, один из представителей блог-сообщества обвинил в бездействии власть. Мол, даже в безопасные подземные переходы зайти противно: грязь и смрад. Может быть, это и так. Но лично меня во всей этой истории смущает другое. Я тоже пешеход. И прекрасно знаю, как ведут себя некоторые представители пешей братии: сигают через ограждения и несутся сломя голову через дорогу.
Не всем, конечно, но очень многим нашим пешеходам абсолютно все равно, в каком месте дороги нарисована зебра. Потому что они ходят там, где им хочется, а не там, где положено. У торгового центра «Пассаж» давным-давно убрали светофор и переход, а люди все перебегают через дорогу, рискуя быть сбитыми.
РОДИТЕЛЕЙ - НА ПЕРЕКРЕСТКИ!
Предложений о том, как сделать жизнь пешеходов безопасной, прозвучало немало, но безоговорочно участники круглого стола согласились лишь с одним - размеры штрафов нужно срочно увеличивать. Например, до уровня европейских, которые в пересчете на российские рубли составляют около полутора тысяч.
Стало быть, не избежать нам карательных мер. Вот только разве можно их назвать борьбой за безопасность пешеходов? Вряд ли...
Прозвучала на круглом столе и еще одна замечательная идея, озвученная одним высокопоставленным чиновником, - поставить на пешеходных переходах помощников сотрудников ГИБДД.
Все бы ничего, вот только в городе 650 переходов и всего 30 полицейских, которые их патрулируют. Это значит, что для того, чтобы закрыть все переходы, нужно набрать 620 общественников! Вряд ли это реально. Особенно если учесть выдвинутое чиновником предложение - поставить на перекрестках родителей школьников.
Интересно, много ли найдется мам и пап, которые согласятся забросить работу и взвалить на себя такую общественную нагрузку?
Дмитрий Орехов
«Аргументы и факты - Пенза», № 17, 25 апреля 2012 г.