Пензенское информационное агентство|18+|Суббота|21 сен 2019|14:01
rss PenzaInform в Twitter PenzaInform в FaceBook PenzaInform в Одноклассниках PenzaInform в Вконтакте PenzaInform в Instagram Telegram Яндекс ZEN

Через социальные сети

Через аккаунт на сайте

Имя
Пароль
+10oC
+11oC
Погода | Сегодня | Дождь |
+3oC
+4oC
Завтра | Дождь |
  71.06  |  $  64.61
04.06.2019|13:17

В ночь с 3 на 4 июня 1989 года в Челябинской области произошла крупнейшая в истории СССР и современной России железнодорожная катастрофа.

Железнодорожный вид транспорта считается одним из самых безопасных. Иногда поезда сходят с рельсов, сталкиваются и сбивают людей, но общая статистика говорит о том, что автомобильные аварии и авиакатастрофы уносят большее количество жизней.

Аналог происшествия под Уфой сложно найти в мировой истории. Среди глухих лесов, в отдалении от крупных населенных пунктов два пассажирских состава попали в огненную ловушку. Вагоны, а вместе с ними и люди сгорали как спички. Только по официальным данным погибло 575 человек, получили травмы 623.

В спасательной операции было задействовано 138 санитарных машин, 37 вертолетов, 4 автобуса, а затем и просто грузовики, на которых эвакуировали пострадавших пассажиров... Огромную помощь в спасении людей оказали воинские соединения, которые были оперативно переброшены на место ЧП.

Катастрофа произошла в 1:14 по местному времени в Иглинском районе Башкирской АССР в 11 км от города Аша, на перегоне Аша - Улу-Теляк. Навстречу друг другу двигались два пассажирских состава - № 211 "Новосибирск - Адлер" и № 212 "Адлер - Новосибирск". Они не должны были встретиться. Но оба состава опаздывали: один из-за поломки, другой из-за нерасторопности работников железной дороги, которые долго решали, с какой стороны состава прицеплять дополнительные вагоны.

Судьба приготовила для пассажиров огненную ловушку. Согласно информации, обнародованной спустя месяцы после происшествия, в поездах № 211 и № 212 находилось 1 284 пассажира (в том числе 383 ребенка) и 86 членов поездных и локомотивных бригад.

Рядом с железной дорогой проходила крупная газовая магистраль. На трубе образовалась щель, через которую газ начал выходить наружу. Из-за протечки при особых погодных условиях газ скопился в низине, менее чем за час покрыв площадь более 2,5 квадратных километров.

Когда поезда уже практически разъехались, произошел мощный взрыв облака газа. Из 37 вагонов взрывная волна опрокинула 11, 7 вагонов полностью сгорели. На территории свыше 200 га начался пожар.

Уже позже специалисты определили, что мощность объемного взрыва могла составлять до 12 килотонн, что практически сопоставимо с атомной атакой на Хиросиму. Его зафиксировали даже военные США, которые находились за 1 000 километров от места ЧП. Пламя пожара было видно за десятки километров, а в радиусе 10 километров были выбиты все стекла в зданиях.

Расследование длилось долгие месяцы. В результате к разным срокам заключения приговорили девять должностных лиц. Окончательная версия причин катастрофы так и не определена. Достоверно известно, что это был не теракт. Газ выходил через трещину в магистрали. А вот что стало ее причиной, так и не доказано. По одной из версий, на целостность трубы повлияли блуждающие токи от высоковольтных линий электропередач, расположенных над железной дорогой. По другой, во всем виноват экскаваторщик, который за четыре года до трагедии во время ремонтных работ задел трубу. В любом случае, происшествие произошло из-за человеческого фактора и стечения обстоятельств.

Мы публикуем отрывки воспоминаний очевидцев и участников тех страшных событий 1989 года.

Артуру Харисову из Уфы было 5 лет, когда прогремел взрыв. Все в доме проснулись, казалось, произошла вселенская катастрофа. "Мы были у бабушки, у нас потолок развалился, у многих в деревне окна взрывной волной повышибало", - рассказывает Артур изданию Metro. "Позже мы с отцом поехали на ЗИЛе на место взрыва. Там еще все горело! Было очень много солдат, пожарных, летали вертолеты. Туда привозили вещи, еду. Помню, какие-то мужчины собирали останки горелых людей. Густой лес стал пеплом... Года через два туда поехали школьники сажать саженцы деревьев, они там пололи поле, убирались. И мама туда ездила, она была классным руководителем. Знаете, когда сейчас там проезжают поезда, они подают гудок. Молодожены часто туда приезжают, чтобы положить цветы. В память о погибших..."

В огненном аду погиб лучший друг Владимира Беликова, офицер Андрей Долгачев. Он проходил срочную службу в Красноярском Крае, но из-за тяжелой болезни матери, имевшей на иждивении малолетнюю дочь, был комиссован досрочно и возвращался домой поездом № 211. В момент взрыва Андрей потерял сознание, его придавило верхней полкой. В результате катастрофы он получил ожоги (около 28%) и токсическое отравление вследствие горения продуктов внутренней обшивки вагона. "Выпрыгивая из горящего вагона, испытывая при этом невыносимую боль, Андрей помог выбраться беременной девушке", - рассказывает Владимир. "У нее также был сильные ожоги лица и волос на голове не было. Судьба ее, к сожалению, неизвестна. Мой друг совершил воистину героический поступок. Позже он скончался в ожоговом центре от острой почечной недостаточности".

Наталья Хуснутдинова из башкирского села Шаран сейчас счастлива. У нее есть любимый мужчина, трое детей. Но мало кто знает, какой ценой далось ей это счастье. Она тоже побывала в аду, а ведь ей на момент взрыва было всего четыре года. "Я ехала с мамой и братом в 6-м вагоне поезда № 211 "Новосибирск-Адлер", когда произошла катастрофа", - рассказывает Наталья Metro. - "Мы все упали на пол, были выбиты стекла. Помню, как прижалась к маме, - она была вся липкая, в крови. И тут вспыхнуло пламя. Нужно было скорее бежать. Мама передала меня в окошко, полезла сама. Люди снаружи куда-то бежали, некоторые ползли. Я слышала крики, стоны. Мама уже снаружи поняла, что потеряла сына, он был в другой части вагона. И мы побежали спасаться, времени его искать не осталось".

Наталья, хоть и была совсем маленьким ребёнком, запомнила многое. Мама схватила ее на руки и бросилась бежать. Лес возле железной дороги полыхал, места были болотистые. "С нас кожа слезала клочьями - у меня все тело до сих пор в ожогах, шрамы на лице, руках и ногах. Большой процент ожога! Мама тоже с головы до ног сгорела. Когда она бежала со мной, у нее кожа уже слезла, она была без кожи. Кто-то кричал нам: нельзя спускаться, там болото. Мы бежали по насыпи. Я видела части человеческих тел. Тогда не понимала, только потом осознала, что увидела. От страха не чувствовала боли, все прижималась к маме и спрашивала: "Мы умираем?" Но она отвечала: "Мы будем живы, нас спасут!"

0
0
0
0
 
Имя: Гость
Комментарий:

Введите защитный код, указанный на картинке:

Примечание: Уважаемый Гость! Зарегистрируйтесь, и вы сможете в свои сообщения вставлять картинки, видео, смайлы, файлы и пр.
 
 
 
 
 
 
 
 

Новости по теме

Последние новости

Народный репортер

Мы публикуем самые интересные новости от наших читателей.
Присылайте: editor@penzainform.ru

Наш адрес: 440000, Россия, г. Пенза,
ул. Московская, д.11е.
Тел: (841-2) 200-170.
Факс: (841-2) 200-114.

E-mail редакции: editor@penzainform.ru

Рекламный отдел: (841-2) 200-155, 30-36-37

e-mail: reklama@penzainform.ru

Если ВЫ заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите его фрагмент и нажмите Ctrl+Enter!