История Пензы: Как на Суре военные корабли строили

Читать новость на сайте

Множество улиц, зданий и памятников Пензы хранят многовековую историю, о которой читателям портала «ПензаИнформ» рассказывает историк Андрей Вержбовский.

Во времена правления Павла I в Пензе началась сборка кораблей для спуска по Каспийскому морю. Строительство было строго засекречено.

Тайно прошла колоссальная по своему размаху мобилизация - из Казани в Пензу отправлялись инженеры, конструкторы, флотские офицеры и солдаты. Из местных крестьян формировались бригады строителей, рубщиков и бурлаков.

На огромной территории, охватывавшей реки Пензу, Суру, Свинуху и Калашный затон, спешно возводили дамбы и строили верфи. По периметру командование Казанского адмиралтейства расставило блокпосты и караулы. Все делалось в строжайшей тайне.

Недалеко от писчебумажной фабрики строители соорудили плотину, она подняла уровень воды, это давало кораблям возможность для маневра. Потаенная верфь представляла собой полный цикл, т. е. корабли возводились с полным набором такелажа, пороховым и провиантским запасом.

Планировалось, что суда через реку Суру попадут в Волгу, а оттуда на всех парусах помчатся к Каспийскому морю.

Однако этим планам было не суждено сбыться. В марте 1801 года произошел дворцовый переворот, и трон занял Александр I. Потаенную верфь приказали разобрать.

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ» 2011—2024

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство ЭЛ № ФС 77-77315 от 10.12.2019 года. Учредитель ООО «ПензаИнформ». Главный редактор — Белова С.Д.
Телефон редакции 8 (8412) 238-001, e-mail: editor@penzainform.ru
Для читателей старше 18 лет.

Полная версия | Пользовательское соглашение