Сетевое издание|18+|Суббота|20 апр 2024|11:53
rss PenzaInform в Одноклассниках PenzaInform в Вконтакте PenzaInform в Telegram PenzaInform в Дзен

Через социальные сети

Через аккаунт на сайте

Имя
Пароль
+13oC
+14oC
Погода | Сегодня | Облачно |
+20oC
+21oC
Завтра | Облачно |
 
23.06.2012|15:23


Пензенский педагогический университет едва ли не последним приказом ушедшего ныне в отставку министра образования России Андрея Фурсенко был присоединен в качестве структурного подразделения к Пензенскому госуниверситету.

И педагогический коллектив, и студентов поставили перед фактом. А то, что произошло это накануне старта приемной кампании, ставит абитуриентов в тупик: поступать или нет в вуз, которого уже вроде бы как и нет.

Профессора Алексея Казакова знают и уважают не только жители Пензенской области. В 30 лет он стал кандидатом физико-математических наук, в 32 был избран на должность декана физико-математического факультета, в 44 года - в декабре 1989 избран ректором пензенского педагогического института, затем университета.

В должности ректора Алексей Казаков проработал два десятилетия. Это были очень непростые времена. И сегодняшний облик вуза фактически был сформирован именно им.

С должности ректора Алексей Юрьевич ушел уже как три года. Сейчас Казаков возглавляет кафедру общей физики и даже не является членом ученого совета университета.

- Откровенно говоря, вопрос объединения вузов не такой уж неожиданный. Разговоры об этом велись с начала 90-х годов. Укрупнение Высшей школы обсуждалось по всем регионам России, но немного не в таком духе, как это происходит сейчас.

Дело было так: из Москвы в субъекты приходило предложение «подумать» о слиянии некоторых вузов. Имелось в виду: как к такой перспективе относятся регионы (главным образом это происходило из-за острого бюджетного дефицита в стране). Нас тогда собирал глава региона - был Анатолий Ковлягин - и на эту тему говорили с ректорами.

Мы свое слово тогда сказали: как развиваются вузы, так и должны развиваться и дальше. Это было где-то в середине 90-х, и то был уровень совещания у главы администрации области. Это никогда не выходило за рамки, не обсуждалось широкой общественностью. Да и вообще об этом мало кто знал.

В данный исторический период каждый вуз развивался по пути, который определило его руководство. Это, если можно так сказать, миссия вуза. Так вот миссию ПГПУ мы вырабатывали сами.

Рынок требовал специалистов новых профессий - мы открывали новые факультеты. Какие-то специальности коммерческие. Мы учились зарабатывать. Но это понятно, раз не финансирует бюджет - выживаем сами. И только в конце 90-х годов государство стало понимать, что необходимо заканчивать с анархией в высшей школе, нужно организовывать, направлять.

В начале нулевых началась активная фаза. Стали конкретно говорить об объединении некоторых вузов. И, в частности, двух крупных пензенских вузов - ПГПУ и ПГУ в единый. Тогда не было никакой концепции, да, собственно, и сейчас ее как таковой нет.

Единственный (и весьма спорный) аргумент, к чему это объединение может привести, был такой: большой - значит хороший. То есть, когда будут объединены все усилия, дело пойдет намного лучше. Но на вопрос о том, как будет происходить этот процесс, никто толком не мог и не может ответить.

- Активная стадия противостояния объединению пришлась на 2006-2007 год. Тогда были громкие выступления студентов и работников университета против объединения. А почему же их нет сейчас?

- Тогда законодательство было несколько иным. Кроме решения местных властей нужно было и согласие самого вуза. А вот его и не было по простой причине - мы не видели целесообразности этого процесса. И отстаивали свои позиции: педагоги должны воспитываться в рамках педагогического университета.

Нам непонятно было тогда, непонятно и сейчас: какие претензии к ПГПУ, как отдельному вузу? Нет никаких претензий? Так почему же нас нужно к кому-то присоединять? Что, мы учителей хуже готовим? Нет! По сравнению с другими педвузами страны мы занимаем хоть и не лидирующее положение, но и аутсайдерами не являемся. Позиции очень хорошие по всем параметрам.

Что сейчас происходит? Исходя из новых норм законодательства, согласия вуза как такового уже не нужно. Так теперь давайте вспомним слова Президента России - он несколько раз говорил про инновации в образовании, которые идут в регионы из центра. Подчеркивал, что эти инновации только тогда претворяются в жизнь, когда находят отклик в коллективах. У нас этого, как вы понимаете, нет.

Еще президент говорил, что объединять нужно сильного и слабого, чтобы он стал сильнее. Но давайте говорить честно, кто из нас слабее: ПГУ или ПГПУ? Где-то мы сильнее, где-то - они. У них крен на техническую сторону, у нас - на гуманитарную. Это исторически сложилось.

Здесь хочется привести слова ректора Вятского государственного университета Валентина Пугача по поводу присоединения к ВГУ ВГГУ. Эта история наделала в Кирове немало шума (однако точку там никто не поставил).

«...На недавнем семинаре с ректорами инженерно-технических вузов Поволжья в Самаре спросил у нового ректора нового, объединенного из двух, университетов, как, мол, все прошло? Какие были проблемы? Какие достижения, эффект? И он спросил у меня, есть ли у нас какие-то серьезные проблемы? Отвечаю, мол, да нет совсем уж неразрешимых. Все в рабочем порядке. Работаем. А он мне - будут.

Если хотите парализовать всю учебную и научную работу на пару лет, то начинайте. Если хотите чтобы преподаватели на лекциях думали не о студентах, а о своем будущем, то начинайте. У нас, говорит, на то были веские причины - один из вузов стал фактически банкротом, в долги влез, зарплату нечем было платить и все такое. Вот и присоединили к более успешному и благополучному техническому университету. А вам-то это зачем?

Сколько у вас университетов в области? Отвечаю, что два на всю область. И как они? Один - лучше другого. Каждый нашел свою нишу и специализацию. У каждого свои успехи и достижения, история, традиции, репутация. И что ж вам еще надо для счастья?!!»

- Алексей Юрьевич, если бы вы стояли у руля вуза, если бы вам сказали о скором объединении, смогли бы вы отстоять его независимость?

- Не могу сказать однозначно. Но скажу вам честно: не может такого быть, чтобы нынешний руководитель ПГПУ не знал о планах Министерства образования России. Какой же он тогда руководитель, если в министерстве его не ставят в известность!

Насколько я понимаю, его согласие было, как и согласие ректора ПГУ тоже. Поэтому сейчас делать вид, что «мы ничего не знали» - просто некорректно.

С чего все началось? С письма губернатора, который инициировал этот процесс. Он имеет на это все права. Однако дальше ректоры должны были доказать, что этот процесс необходим и даст положительный результат.

Да, можно хорошенько поискать и найти позитивные стороны этого процесса. Например, раздутый управленческий персонал. Вполне серьезный аргумент, но ведь дублирующие должности можно было сократить приказом! Или, может быть, кто-то считает, что когда вузы сольются, штат управления уменьшится? Нет! Больше того, по предварительной схеме, которую я видел - она даже увеличивается, а вот профессорско-преподавательский состав, напротив, уменьшается.

- Вот сейчас вы коснулись, пожалуй, главной темы для нескольких сотен преподавателей ПГПУ. Какова будет новая структура объединенного вуза?

- Пока попытка слияния университетов идет на бумаге. Подход один - сделать крупным. Но никакой схемы объединения нет до сих пор! Есть приказ: один вуз расформировать и присоединить к другому. А какова технология этого процесса - неизвестно.

«Спустить сверху» схему нам не могут: кто там - какой министр или замминистра знает, что у нас в университете. Разрабатывает ее группа проректоров. Некоторые схемы иногда до нас доводят - до заведующих кафедрами, до деканов, а что до преподавателей - у них вообще никакой информации нет! Обещали объявить все до отпуска - начала июля.

Сейчас проводятся неуклюжие попытки укрупнения факультетов. Они, я уверен, ни к чему хорошему не приведут, даже напротив! Но скажите, вот как можно объединить факультет физической культуры и начального специального образования? Как это, вообще, можно понять?

Обсуждается еще объединение исторического, филологического и факультета иностранных языков, а физико-математический хотят объединить с естественно-географическим. Это как совместить амебу и электрон.

Много лет назад был у нас в институте историко-филологический факультет - истфил. На тот период у нас не было необходимых специалистов в должном количестве - филологов и историков. Вот тогда мы сделали истфил, но когда появились квалифицированные филологи и историки, мы их разделили. Факультеты небольшие, обучается около 500 человек.

Так вот, по новым требованиям нужно, чтобы было не меньше тысячи, а то и две тысячи студентов.

И таких моментов, к сожалению, хватает. Я считаю, проблема в том, что этим процессом не заняты люди, которые знают глубину учебных процессов в вузе.

- Что будет с преподавателями так называемых дублирующих дисциплин, предметов, которые есть и в ПГУ и в ПГПУ? Они попадут под сокращение?

- Исходя из приказа, есть фраза успокаивающая, что реорганизация пройдет с сохранением всех прав трудящихся. Но как это произойдет, если будет сокращаться количество абитуриентов (а это неизбежно), принимаемых в объединенный вуз? Ведь следом за уменьшением количества студентов последует и уменьшение количества преподавателей!

- А, собственно, почему к ПГУ присоединяют педуниверситет, а не тот же ПГУАС или ПГТА?

- С моей точки зрения, главное все-таки территориальный фактор. Вузы расположены относительно рядом, у них общая спортивная база. Но есть и другие моменты. В последние годы наш вуз стал серьезным конкурентом для соседей. Если раньше ПГУ и ПГПУ не пересекались, то последние десять лет мы в открытую конкурируем за абитуриентов.

Вот, например, наш экономический факультет. Он очень высоко котировался: хорошая подготовка, инновации в образовательных программах. Теперь его не будет.

- А как будет разделяться собственность вуза?

- Об этом вслух не говорят, но это очень важно. Ведь что происходит на самом деле? Есть такое понятие «рейдерство», так вот, сейчас налицо рейдерский захват. Только в чистом виде рейдерство - это когда некто захватывает чужую компанию, а тут собственность государственная не страдает. Она просто передается от одной группы людей к другой.

Вот будет один Пензенский государственный университет. Но где гарантия того, что через 5-7 лет не скажут: «А раньше-то было лучше!»

В царское время уже предпринималась попытка ликвидировать отдельное педагогическое образование. Хотели, чтобы педагогов готовили университеты. И что же? Сами же вскоре отказались.

Учитель и специалист, которого выпускает университет - это совершенно разные люди. Одни направлены на научное творчество, другие - на обучение детей. Вполне возможно, что тот, кто занимается наукой, не способен обучать детей и наоборот.

Инженеру физика нужна для того, чтобы знать, как деталь сконструировать, а учитель с точки зрения физических законов формирует мировоззрение.

- Сейчас назначен новый министр образования России. Возможно ли, на ваш взгляд, приостановить процесс объединения вузов, или «точка невозврата» уже пройдена?

- Я считаю, что пока еще ничего существенного не произошло. Есть приказ, но его можно и отменить. Разве приказы не бывают ошибочны? Это ведь не закон, который вступил в силу и не может быть отменен.

Но главное, пожалуй, в том, что на данном этапе в нашем вузе нет сильной, харизматичной личности. Того, кто сказал бы: «Ребята, у нас есть права, и давайте-ка свои права отстаивать!»

- Так или иначе, кто, по-вашему, может стать руководителем укрупненного вуза?

- Смотрите, какая ситуация получилась: в ПГУ люди, которые сейчас стоят у руководства, - это, скорее, представители уходящей эпохи. Ректор там - мой ровесник, мы с ним учились вместе в начальной школе. Поэтому объединение там делают на будущее.

На нынешнем этапе я не вижу достойной фигуры. Хотя причина, может быть, в том, что молодых ученых в ПГУ я не знаю, но они, конечно же, есть.

- Так, может быть, «администратора» пришлют из министерства из Москвы?

- В наше время все может быть. Но я считаю, что руководитель вуза должен «повариться» в системе высшего образования. Я глубоко убежден, что человеку, который не прошел школу заведующего кафедрой, декана, трудно будет работать ректором, какие бы политические заслуги он не имел.

Вот нынешний министр, в отличие от предшественника, в очень серьезной высшей школе поработал, так что будем на него надеяться.

- Что бы вы хотели сказать абитуриентам, решившим в этом году поступить в ПГПУ?

- Они поступают ПГПУ, а закончат, скорее всего, ПГУ и получат диплом госуниверситета. Это хорошо. Хотя... Мы сейчас не учитываем одного аспекта. Вот сейчас мы воспитываем патриотов, которые должны любить свою страну, свой регион, свой город, свой вуз. С этой точки зрения на вопрос объединения никто же не посмотрел. Это патриотизм, маленький, но с него начинается и большой.

Вот взяли бы и присоединили нашу область к Саратовской? Как бы на это посмотрели пензенцы? Как бы посмотрели на это земляки, живущие в других городах страны?

Дмитрий Гулин

«Новая социальная газета», № 21, 21 июня 2012 г.

0
0
0

Гость||

Тысячу раз прав Алексей Юрьевич,да только кто его послушает?

Гость||

Жалкий лепет человека без достижений. Синдром неудачника по сути...

Гость||

Гость писал(a):

Тысячу раз прав Алексей Юрьевич,да только кто его послушает?
Никто. А потому да здравствует объединенный университет!

Гость||

Алексей Юрьевич наверное забыл, что у нас три университета!Он наверное не знает, что в педе в отличие от классического не должно быть экономических и юридических специальностей.И видно не помнит когда ректор ПГУ предлагал объединиться ,сняв с себя полномочия и провести новые выборы ректора объединенного ВУЗа.Но личное тогда пересилило,очень хотелось еще порулить.И еще ,господин Казаков,надо было поменьше слушать жену(пусть дома командует,а не в вузе)и уходить в запой!Так что сидите и не позорьтесь,Вы свою лепту в данную ситуацию уже внесли.Может сейчас все бы уже было нормально.Ну ничего пройдет пяток лет и все благополучно забудут обо всех педовских склоках,как забыли многих руководителей прежнего педа,в принципе как и Казакова,который решил напомнить о себе хотя бы как то!

Гость||

Как же задолбали с этим объединением...

Гость||

Фишка в том, что самим преподам ПГПУ это все пофиг

Ни одна б... не дернулась

Гость||

Гость писал(a):

Алексей Юрьевич ,господин Казаков,надо было поменьше слушать жену(пусть дома командует,а не в вузе)и уходить в запой!Так что сидите и не позорьтесь,Вы свою лепту в данную ситуацию уже внесли.Может сейчас все бы уже было нормально!
+100

На чиновников Казаковых Пензе не везёт. То клоун, то алкаш...

Гость||

Объединенный университет?! ПГУ и институтом назвать нельзя. А Алексей Юрьевич миллион раз прав. Не могут у нас в стране без слияний и разделений. Только как бы через два-три года,если все-таки объединение состоится,не сказали:"Когда были раздельно ПГПУ и ПГУ было лучше". Потому что по многим направлениям,не только по экономике и юриспруденции, у нас в ПГПУ кадровый преподавательский состав грамотнее, чем в ПГУ.

Гость||

Прибежище советских фальсификаторов информационной среды и прихлебаев обкома кпсс.

Гость||

Гость писал(a):

Только как бы через два-три года,если все-таки объединение состоится,не сказали:"Когда были раздельно ПГПУ и ПГУ было лучше".
Какое имеет значение кто что скажет? Важен результат.

Гость писал(a):

Потому что по многим направлениям,не только по экономике и юриспруденции, у нас в ПГПУ кадровый преподавательский состав грамотнее, чем в ПГУ.
Юристы-переводчики, чё :)

Гость||

Этот дядя лепечет чушь собачью. В педе три кафедры социологии. Еще три-в ПГУ. В ПГУ-целый юридический институт. В педе свой юрфак. Экономфак есть и там, и там. Можно перечислять и дальше. Вот только нет живых социологов, грамотных юристов и добротных экономистов. Университет-это не богадельня(проф. Бондалетов и Щеблыкин-по 82 года, и оба заведуют кафедрами), и не синекура для ректора с десятью заместителями. Работать надо, а не трепать языком! И не пить запоями, отдавая руководство универом своей жене.

Гость||

> Потому что по многим направлениям,не только по экономике и юриспруденции, у нас в ПГПУ кадровый преподавательский состав грамотнее, чем в ПГУ.

Как же надоело читать подобное вранье...

Гость||

Гость писал(a):

Этот дядя лепечет чушь собачью. В педе три кафедры социологии. Еще три-в ПГУ. В ПГУ-целый юридический институт. В педе свой юрфак. Экономфак есть и там, и там. Можно перечислять и дальше. Вот только нет живых социологов, грамотных юристов и добротных экономистов. Университет-это не богадельня(проф. Бондалетов и Щеблыкин-по 82 года, и оба заведуют кафедрами), и не синекура для ректора с десятью заместителями. Работать надо, а не трепать языком! И не пить запоями, отдавая руководство универом своей жене.
Бывает, очень стыдно слушать косноязычных несоображающих старцев. Брежневу подражают, челюсти временами выпадают.

Гость||

Брали бы пример с уже пустоголового бывшего персека ОК или с проф. В-ского. Тот мало куда суётся, ездит себе в автобусе по ветеранскому, даже несоображающим шлангом прикидывается, хотя и хитёр по-прежнему.

Гость||

Возникает стойкое ощущение, что статью писал выпускник педа.

← Ctrl пред.
123
след. Ctrl →

 
 
 
 
 
 
 
 

Архив газет

с 
по 

Лента новостей

Последние новости

Народный репортер

Мы публикуем самые интересные новости от наших читателей.
Присылайте: editor@penzainform.ru

Адрес редакции: 440026, Россия, г. Пенза,
ул. Кирова, д.18Б.
Тел: 8(8412) 238-001

E-mail редакции: editor@penzainform.ru

Рекламный отдел: 8(8412) 238-003 или 8(8412) 30-36-37

e-mail: reklama@penzainform.ru

Если ВЫ заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите его фрагмент и нажмите Ctrl+Enter!

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ» |18+| 2011—2024

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство ЭЛ № ФС 77-77315 от 10.12.2019 года. Учредитель ООО «ПензаИнформ». Главный редактор — Белова С.Д. Телефон редакции 8 (8412) 238-001, e-mail: editor@penzainform.ru.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии.

Мобильная версия | Пользовательское соглашение | Реклама на сайте