В Пензе, похоже, не осталось ни одного чиновника, который не высказал бы своего отрицательного отношения к маршруткам. Ругают их настолько убедительно, что складывается впечатление, будто бы они на них ездят...
Но давайте будем объективными. Вот вам пара историй от человека, который ежедневно пользуется маршрутным такси, в определенной степени рискуя своей жизнью. Но альтернативы пока не вижу.
ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ - О ВРЕДНОМ ВОДИТЕЛЕ
На остановке «Пенза-I» сажусь в «ГАЗель» восьмого маршрута, чтобы ехать в редакцию. Пассажиры, не спеша, выбирая по возможности мелочь, расплачиваются согласно утвержденным правилам - то есть, пока машина стоит. Но когда маршрутка уже трогается, буквально на ходу в салон запрыгивает парень с 500-рублевой купюрой.
- А других нет? - недовольно спрашивает водитель, поворачивая на Октябрьскую.
- Не-а! - беспечно отвечает безалаберный пассажир, не позаботившийся о наличии мелочи в карманах, пробираясь в самый конец салона.
- Ну, тогда сдача мелочью будет! - мстительно предупреждает его водитель и начинает отсчитывать эту самую мелочь. Идет процесс «воспитания» на тему: «Не имей 100 рублей, а имей 14». Одновременно «педагог» управляет машиной, в которой находятся вверенных ему 13 человеческих жизней.
На ходу деньги считать не просто, и только в конце улицы Володарского водитель отдает увесистый кулек, наполненный исключительно монетами, надо полагать, не самого крупного достоинства. Кулек по рукам шествует через весь салон к незадачливому пассажиру, и каждый, передающий его, надо полагать, думает про себя:
- Нет, никогда не сяду в маршрутку, не имея при себе мелочи!
Незадачливый пассажир с глухим ворчанием, не пересчитывая, сует кулек в карман - мелочи ему теперь хватит недели на две.
- Джентльменам верят на слово! - думаю с невольной злобой, наблюдая за этой сценой, - Но является ли данный водитель джентльменом?
Нет, в принципе, водитель абсолютно прав. Подобных ездоков нужно воспитывать. Что, в общем-то, и делается. Но только во время стоянки. А не на ходу, рискуя человеческими жизнями.
ИСТОРИЯ ВТОРАЯ - О СООБРАЗИТЕЛЬНОМ ВОДИТЕЛЕ
Рано утром еду с дачи на «девятке». Пробок вроде быть не должно, но раз на раз не приходится, и уже перед самым мостом водитель встречной маршрутки делает нашему какие-то знаки рукой и чего-то орет.
Наш реагирует мгновенно:
- Так, кому до базара - выходите, пешком быстрее дойдете! Кому до Пензы-I - через Шуист поедем! Возражений нет?
Двое выходят, остальные не возражают. И водитель в нарушение всех правил по тротуару уходит направо. Дорога через «шуистинский» мост длиннее и тоже не слишком свободна, тем не менее минут через восемь мы на месте, и одна из пассажирок, спешившая на электричку, горячо благодарит водителя за сообразительность.
- А ведь, допустим, таксист так не поступил бы, - думаю с невольным уважением, наблюдая за этой сценой, - и уж тем более водитель автобуса. Выходит, что маленьким и юрким «ГАЗелям» при нынешнем транспортном коллапсе альтернативы пока что нет...
РЕЗЮМЕ
Нравится это кому-то или не нравится, но при нынешнем транспортном коллапсе альтернативы «ГАЗелям» пока что действительно нет. Да, это весьма опасный вид транспорта. Водители «ГАЗелей» допускают очень много нарушений, но с этими нарушениями можно бороться. Самыми разными методами. И кнутом, и пряником, и просто разъяснениями, агитацией и пропагандой.
Например, рекомендовать в СМИ постоянно иметь с собой мелочь. Которая иногда совсем не мелочь: цена ей - человеческая жизнь.
Есть и технические средства. Далеко не все знают, что одно из самых опасных мест в салоне - это места спиной к водителю. При резком торможении голова пассажира откидывается назад, и ломаются шейные позвонки. По идее, от этого должны защищать подголовники. Но их обычно снимают, как раз из-за того, что неудобно передавать деньги.
Однако еще лет десять назад была разработана система безналичной оплаты проезда при помощи бесконтактных пластиковых карт. При входе в салон ставится специальная антенна, к которой достаточно поднести карту, даже не вынимая ее из бумажника.
Система до сих пор не внедрена. Наверное, одна из причин - нежелание перевозчиков показывать истинный объем выручки. Но, похоже, пришло время как-то договариваться.
А эта история взята из Интернета, с сайта «Ябеда». Я бы назвал ее «О водителе - ценителе прекрасного». Но у автора на этот счет другое мнение.
ХАМЛО ЗА РУЛЕМ МАРШРУТОК
В очередной раз столкнулся с ситуацией, когда водитель маршрутки не пускает пассажиров на свободное переднее место. Причем даже если в салоне места кончились, и человеку придется ехать стоя.
Сегодня на остановке «Гражданпроект» в маршрутку намеревалось сесть два человека. Я еду до конечной, поэтому хотел сесть вперед, чтобы не мешаться остальным. Но меня туда не пустили: там сидела красивая девушка в шубке. В итоге меня отправили назад в салон. Также туда отправили еще одного мужчину (ему, кстати, пришлось стоять всю гору Володарского, пока мы не доехали до остановки «Гимназия № 1»). По его лицу было явно видно недовольство данной ситуацией.
В это время со стороны водителя звучали подшучивания с девушкой типа «Ты вип-пассажир», «Их место сзади» и т.д. и т.п.
Получилось-таки сесть паре человек вперед, когда она вышла у политеха. Когда эти люди сошли, дверь была опять закрыта на кнопку прямо перед носом молодого парня.
Такая ситуация происходила на моей памяти с этой же маршруткой и водителем как минимум уже раза три.
Я звонил в службу по качеству обслуживания в «Дилижанс» по телефону 67-45-01, там мне сказали, что все выяснят и с водителем проведут беседу. Но ничего не изменилось, водителя не перевоспитали.
Не говорю, что водители маршруток все такие, но есть хамы, с которыми надо что-то решать.
Павел Арзамасцев
«Новая социальная газета», № 3, 26 января 2012 г.
Что пишут люди об этом (18 комментариев):
А теперь?
Спасибо. Мне понравилось!
Что понравилось?
Ездить на переднем сиденье?
Забавненько :)
Не, тут не просто так написано. Некоторые водители маршруток реально борзеют. И вроде пытаешься их как-то оправдать, мол, кружат-кружат по маршруту, нервы трепят в пробках... Но не получается. Тут и отказ в грубой форме брать желтенькие монетки, и курение, когда полон салон (в том числе и дети есть), и разговоры матом с самим собой по поводу пассажиров, стоящих на сотановках, других маршрутчиков и проч.
Водилы на ходу одной рукой сдачу дают, другой по мобиле треплются. Если я приведу с этой маршрутки свидетелей, куда донести на этого безответственного чувака? И по поводу курения - имеют ли они на это право? пусть курят на конечных!
А когда и где водители маршруток ходят в туалет?
На конечных в специально отведенные кусты. Или между стоящими маршрутками.
Где вы зимой видели кусты?
Да аккурат рядом с белым рояем
Роялем, наверное.
Спирт такой
Спирт?
Маршрутчики пьют спирт?
Гость писал(a):
Хочешь подсмотреть?
Маршрутки. Зло или спасение от транспортного коллапса?
16 марта 2012, 13:38
Маршрутки, без них мы уже не можем представить себе общественный транспорт в Москве! В современном виде, появились они в середине девяностых годов прошлого века и быстро завоевали популярность у горожан (я знаю про существование маршрутных такси в СССР, но тогда это явление в Москве не носило настолько массового характера как сейчас.) Это было совсем несложно, ведь автобусы тогда ходили кое как. Да и сейчас, маршрутки обладают рядом преимуществ. Например, они ждут пассажиров, в отличии от автобусов Мосгортранса, которых пассажирам приходится ждать.
Проезд в маршрутке стоит дороже чем в автобусе, зато все пассажиры обеспечены сидячими местами. Можно поехать стоя, водитель обычно не возражает, но проще подождать следующий микроавтобус. Чтобы "сесть" в маршрутку не обязательно идти на остановку, достаточно поднять руку и первый же водитель остановится. Пассажир может выйти у любого столба, достаточно попросить об этом. Это очень удобно для пассажиров, но может быть очень не удобным для остальных участников движения. С другой стороны, автомобилисты часто паркуют свои машины там где им удобно, совершенно не заботясь об остальных участниках движения.
Сейчас маршрутки (по крайней мере в Москве) имеют вполне цивилизованный вид. В них не надо, когда заходишь, скрючиваться в три погибели. У многих моделей двери открываются автоматически.
А вот первый массовый представитель маршруток - Газель! Сейчас такие машины попадаются все реже и реже (мне пришлось потратить некоторое время, прежде чем я смог сфотографировать это чудо техники). Детище отечественного автопрома - очередной "гроб на колесах". Кто хоть раз ездил на Газелях, тому не надо объяснять, что это такое. Качество и комфорт наших автомобилей оставляют желать лучшего.
А про безопасность лучше вообще не вспоминать. Помимо низкого качества машин, маршрутки имели еще и низкое качество водителей. В ходе проверок выяснялось, что многие шоферы не имели водительских удостоверений соответствующей категории, а некоторые не имели вообще никаких удостоверений. Состояние водителей перед рейсом никто никогда не проверял. То есть формально проверки конечно были, но... Поэтому за рулем маршрутки легко мог оказаться и нетрезвый субьект. Очень много водителей было из стран "ближнего зарубежья", иногда они даже не знали маршрутов (впрочем и в Мосгортрансе попадались водители незнающие маршрутов).
Однако, несмотря на все сказанное, маршрутки оказались более привлекательными для пассажиров чем автобусы. Хотя многие выбирая между разными видами общественного транспорта, в итоге ездят только на личных автомобилях.
Сейчас и Мосгортранс уже очень активно использует маршрутки на не очень загруженных маршрутах. Это называется автобусом пониженной вместимости.
Еще один большой плюс маршруткам - это возможность быстро организовать новый маршрут или изменить существующий. В итоге в некоторых районах, кроме маршруток никакой другой ОТ не ходит. Например у метро "Ленинский проспект" есть остановка маршруток, а до ближайшей остановки трамвая (на ул. Вавилова) надо идти 150 метров, а до ближайшей остановки троллейбуса (на Ленинском проспекте) 300 метров.
Сколько пассажиров перевозят маршрутки? Точно можно сказать только одно - никто не знает! Если в автобусах Мосгортранса стоят валидаторы и считают пассажиров, то в маршртутках никто билетами не пользуется. Вся оплата происходит наличными водителю. Конечно, у его можно попросить (и даже потребовать) билет, но кто это делает? Кому это нужно? В итоге часть денег за проезд оседает в кармане водителя, и даже хозяин/директор транспортной фирмы не имеет точного представления о количестве перевезенных пассажиров. Нельзя исключать и сокрытие объемов выручки (и количества перевезенных пассажиров) руководством компаний от налоговых инспекций. Полагаю, что любые данные о пассажиропотоке на маршрутках - занижены. По ощущениям, количество пассажиров перевезенных маршрутками сопоставимо с количеством пассажиров Мосгортранса (5.5 млн. в рабочий день). Ваши оценки количества перевезенных людей можете высказать в комментариях.
В любом случае, без маршруток автобусы/трамваи/троллейбусы с задачей перевозки пассажиров не справились бы! Представте всех пассажиров маршруток пытающихся попасть в автобусы в час пик... Или их же, но на автомобилях...
Понятно, что нет ни одного идеального вида транспорта. Но какой вид наземного общественного транспорта вам больше нравиться (в общем и целом)?