Священники будут решать вопрос о не подобающей в церкви одежде

Читать новость на сайте

На вопросы читателей «МЛ» отвечает митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим.

- Когда в Спасском кафедральном соборе начнутся службы?

- Мы немного выбились из графика строительства, но уже осенью должны закончить внешнюю штукатурку и полностью закрыть крышу. Затем будем заниматься отоплением, внутренней штукатуркой и отделкой. Надеемся, к концу 2017 года все основные работы завершить.

В Палехе уже заказан иконостас. Что же касается росписи, то придется пару-тройку лет выждать, чтобы собор отстоялся, чтобы не было никаких трещин. Принято решение, что службы в новом храме начнутся только после того, как собор будет приведен в полное благолепие.

В любой церкви есть кружка для сбора средств на Спасский кафедральный собор. Если кто-то захочет перевести сумму на специальный счет, позвоните в епархиальное управление по телефону 66-08-15, и вам подскажут, как это сделать.

Только за июль сумма денежных пожертвований на строительство собора составила 1 738 651 руб. 24 коп. Из них 464 230 рублей поступило от физических лиц.

- Владыка, скоро моя внучка пойдет в первый класс. Подскажите, кому нужно молиться об успехах в учебе?

- Если говорить откровенно, то у нас нет святых, которые отвечают за конкретное направление. Мы молимся Богородице и Спасителю. Святые же лишь ходатаи перед ними.

Если Кирилл и Мефодий были просветителями, это совсем не значит, что молиться об успехах в учебе нужно только им. У кого-то дома есть семейные иконы, переходящие из поколения в поколение, - молитесь перед ними. Главное, чтобы молитва была искренней, и тогда она обязательно дойдет до Господа.

- У меня дома хранится икона, которая до революции находилась в церкви. В какой - никто уже не помнит, потому что еще в 1930-х храм разрушили и моя прабабушка унесла образ домой. Что мне делать? Мы к иконе прикипели сердцем...

- Вы не первая, кто задает подобные вопросы. Раз церковь не сохранилась, не терзайтесь сами и успокойте родных: пусть все остается, как есть. Если образ вам дорог, нет ничего страшного в том, что он останется в вашей семье. Храни вас Господь!

- Владыка, а может ли сглаз вызвать болезни и стать причиной неудач или даже смерти?..

- Святые утверждают, что нет. Еще в IV веке Василий Великий утверждал: «...такое поверие простонародно, и старыми женщинами занесено в женские терема». Святитель был уверен, что завистливый взгляд может быть и злым, но не стоит этой ненависти приписывать магическую силу. Более того, верующий человек всегда может защититься от зависти. Подумайте, что могло бы случиться, если бы ненависть и злоба были сильнее благодати Божьей? Род человеческий так и остановился бы на первом завистнике Каине!

- И все-таки что же делать, если тебе завидуют? Как защищаться?

- Преподобный Нил Синайский учит: «Что достойно в тебе зависти, то пуще всего скрывай от завидующего». Не искушай людей тем, что красуешься, планируешь будущее. До революции в ходу была поговорка «Человек полагает, а Бог располагает», и ее активно использовали, когда кто-нибудь навязчиво интересовался твоими планами. Такое любопытство само по себе уже казалось странным. Был принцип: не заявлять, а уж тем более не рекламировать незавершенное дело. Люди старались не кичиться успехом - это выглядело дурным тоном.

Святые единодушно считают, что вернуть себе расположение завистливого человека добрыми делами нельзя: «Страсть зависти, разгораясь в душе человека, становится ненасытной. Никакое добро, никакая услуга со стороны ближних не в силах остановить в человеке эту богопротивную страсть».

Поэтому от зависти есть одна защита - Божья помощь: участие в таинствах церкви, молитвы. Большая часть наших молитв содержит слова прошений о защите от врага рода человеческого, а именно он и есть родитель зависти. Молиться надо и о самом несчастном, завидующем тебе. «Молись о завидующем и старайся не раздражать его», - учат оптинские старцы.

- Давным-давно мне нанесли серьезную обиду. Прошел не один десяток лет, а человека я простить не могу. Мучаюсь, понимаю, что простить надо, но не могу. Как быть?

- Обида ставит преграду не только между людьми, но и между нами и Богом. Обида - спутница гордыни, того, что центром мироздания мы почитаем свое Я.

Поэтому важно остановить обиду, не дать ей долгого пристанища в сердце. Опыт прощения приближает нас к Богу. Вспомни, как часто ты сам обижал, был немилосерден, может быть даже жесток. А вспомнив, подумай: «Прости меня, Господи! Я и сам ничем не лучше обидчика!»

Если обидчик действительно творит зло, пожалей этого человека, потому как «...нет ничего опасней, чем оказаться на стороне зла». Не вставай с ним в одну плоскость, действуя его же методами. Помолись за него: «Господи, прости им! Ибо не ведают, что творят!»

- Владыка Серафим, я ногами болею и не могу всю службу стоять. Можно ли мне посидеть в храме на стуле?

- По православной традиции в церкви стульев нет. Однако если вы постоянная прихожанка храма, решайте вопрос со своим священником. Попросите: «Батюшка, благословите, чтобы я сидела».

Поверьте, отказа не будет, а место для вашего стула в церкви всегда найдется. Я лишь напомню слова Феофана Затворника: «Лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах».

- Мы установили на могиле родителей новый памятник с крестом, поменяли ограду. А куда старый крест девать? Да и старой оградой тоже надо как-то распорядиться.

- Ограду вы можете утилизировать по собственному усмотрению. Или же отдайте ее тем, кто в ней нуждается, - небогатым родственникам усопших. А прежний крест закопайте в могилу ваших родных.

- Внучке 13 лет. Недавно прибежала вся в слезах. Говорит, что зашли с подружками в церковь, а на них священник раскричался. Они же дети еще совсем - кто в шортах, кто в юбочке короткой. Батюшка выгнал их взашей. Девочка моя говорит, что в храм больше ни ногой...

- Священнику, как и любому другому человеку, кричать не следует. Но я думаю ваш случай - это скорее исключение, нежели правило. Особенно таким отношением к молодежи грешат бабушки, прислуживающие в храмах. Но ответственности с себя не снимаю. Будем разбираться.

Мы не должны препятствовать людям заходить в храм. Если сегодня девушка пришла в церковь в короткой юбке, то, побывав в храме и другой, и третий раз, она сама поймет, в какой одежде надо приходить в дом Божий.

Через две недели у нас пройдет епархиальное собрание, где я уже в который раз обращу внимание на поднятый вами вопрос. Мы обязательно сделаем так, чтобы в каждом храме, как в монастырях, были платки и длинные юбки для тех, кто по какой-либо причине забыл про них. Будем говорить и о том, что в каждом приходе должна вестись разъяснительная работа и никто, кроме священника (в очень тактичной форме), не может делать замечаний в церкви. Простите великодушно батюшку за причиненную обиду.

- Владыка, расскажите, пожалуйста, как положено хоронить человека по православным канонам. Как поминать усопшего?

- Традиционно, когда православному верующему реально угрожает смерть, ему надо исповедаться, причаститься, собороваться. Новопреставленного раба Божьего омывают и одевают в подобающие одежды. Родственники читают Псалтирь над телом усопшего.

В сам день погребения обряд отпевания должен проходить в храме. Мы уже исключили из практики заочное отпевание, отпевание на дому, на кладбище. Кроме, конечно, экстренных случаев: когда человека не могут привезти на родину, когда нет его останков из-за пожара или другой трагедии.

Чин отпевания проводится над телом усопшего. В это время он последний раз находится в храме, а храм может быть любым - необязательно тем, куда покойный ходил молиться. После отпевания происходит чин прощания. Он может быть в храме, и тогда гроб уже не открывают. Но прощание может быть и на кладбище. Могила православного человека должна отличаться крестом.

О поминальной трапезе: не рекомендуется увлекаться спиртным, а уж тяжелые алкогольные напитки лучше вообще исключить, чтобы поминки не превратились в увеселительное мероприятие. Поминальный обед - это милостыня за усопшего родственника. Но не пир горой, чтобы не вышло, как в поговорке: «Наелся, как дурак на поминках».

Первые дни после кончины родственника самые сложные для его души. Поэтому надо молиться и раздавать милостыню. Псалтирь читают до 40 дней. Можно заказать его чтение в церкви, как и сорокоуст. А на 9-й, 20-й и 40-й день устраивают помин усопших.

Занесите имя родственника в ваш семейный синодик, и тогда ваши дети, внуки, правнуки всегда будут помнить и молиться о нем. Такая традиция испокон веков свято соблюдалась в России.

Владимир Вержбовский, Олеся Боровец

«Молодой ленинец», № 32, 9 августа 2016 г.

Оставить комментарий

Что пишут люди об этом (11 комментариев):

Не знаю.как обстоит дело с"новостройками",но РПЦ не явл.собственником дореволюционных церквей;все они находятся в пользовании церкви,оставаясь федеральной собственностью.

Кто мне объяснит, почему я,атеист,зашедший в церковь (просто посмотреть интересный архитектурный объект),должна облачаться в какие-то юбки-платки (не ношу ни того,ни др.)? Если церковь настаивает, то давайте будем последовательны: никаких монашеских,поповских одежд - на улицах, в орг-циях,учреждениях светского гос-а: выходишь на улицу, - одевай цивильную одежду. - Почему,интересно,должно быть иначе?

Гость писал(a):

Не знаю.как обстоит дело с"новостройками",но РПЦ не явл.собственником дореволюционных церквей;все они находятся в пользовании церкви,оставаясь федеральной собственностью.

Кто мне объяснит, почему я,атеист,зашедший в церковь (просто посмотреть интересный архитектурный объект),должна облачаться в какие-то юбки-платки (не ношу ни того,ни др.)? Если церковь настаивает, то давайте будем последовательны: никаких монашеских,поповских одежд - на улицах, в орг-циях,учреждениях светского гос-а: выходишь на улицу, - одевай цивильную одежду. - Почему,интересно,должно быть иначе?

Все здесь рады за тебя, молодой атеист, что ты не носишь юбок и платков

Гость писал(a):

Почему,интересно,должно быть иначе?
Потому что "в чужой монастырь со своим уставом не ходят". Везде есть свои правила. Улица - открытое пространство, здесь все одеваются и ходят в меру своей воспитанности.

Во-первых,я не "молодой атеист" (вряд ли "молодым"можно назвать 47-летнего человека), а во-вторых,, запомните на будущее: самый первый и верный отличительный признак хама - это одностороннее"тыканье".

И в-третьих: ещё раз "для особо одаренных": территория церкви явл.гос.собственностью.находящейся в пользовании общественной организации(РПЦ), куда - по определению - открыт вход для всех желающих в рабочие часы. И в эти часы территория церкви абс.ничем не отличается от территории улицы и любых объектов всеобщего доступа. Я такой же гражданин своего гос-ва,как и любой верующий. И ещё раз повторяю(даже разжую): почему все нормальные люди снимают спец.одежду,выходя на улицу (вы видели врача,разгуливающего в белом халате просто так? или продавца в своей"спецовке"?и пр.пр.,пр.)? - Хотите,чтоб уважали ваши традиции, - уважайте правила светского общ-ва,в котором живете и где функционирует церковь.(А то,знаете ли, более,чем дико: на улицах,вв транспорте и т.д. светского города видеть людей в жутких средневековых балахонах.Но мы-то помалкиваем,признавая право человека рядиться во что ему вздумается.)

Почитайте Конституцию на досуге: на счет дискриминации там очень доходчиво написано. И не путайте,пожалуйста,места общего пользования и доступа(куда входят и церкви (снова повторюсь: это - гос.собственность!) с частными вечеринками и посиделками на частных территориях.

Гость писал(a):

Во-первых,я не "молодой атеист" (вряд ли "молодым"можно назвать 47-летнего человека), а во-вторых,, запомните на будущее: самый первый и верный отличительный признак хама - это одностороннее"тыканье".

И в-третьих: ещё раз "для особо одаренных": территория церкви явл.гос.собственностью.находящейся в пользовании общественной организации(РПЦ), куда - по определению - открыт вход для всех желающих в рабочие часы. И в эти часы территория церкви абс.ничем не отличается от территории улицы и любых объектов всеобщего доступа. Я такой же гражданин своего гос-ва,как и любой верующий. И ещё раз повторяю(даже разжую): почему все нормальные люди снимают спец.одежду,выходя на улицу (вы видели врача,разгуливающего в белом халате просто так? или продавца в своей"спецовке"?и пр.пр.,пр.)? - Хотите,чтоб уважали ваши традиции, - уважайте правила светского общ-ва,в котором живете и где функционирует церковь.(А то,знаете ли, более,чем дико: на улицах,вв транспорте и т.д. светского города видеть людей в жутких средневековых балахонах.Но мы-то помалкиваем,признавая право человека рядиться во что ему вздумается.)

Почитайте Конституцию на досуге: на счет дискриминации там очень доходчиво написано. И не путайте,пожалуйста,места общего пользования и доступа(куда входят и церкви (снова повторюсь: это - гос.собственность!) с частными вечеринками и посиделками на частных территориях.

Объясни это мусульманам

Правильно, они молодцы. Такие оскорбления атеистов, как на этом сайте, они не потерпят

Со смеху чуть со стула не упала на вопрос : кому нужно молиться об успехах в школе :-D:-D:-D

Только за июль сумма денежных пожертвований на строительство собора составила 1 738 651 руб. 24 коп. Из них 464 230 рублей поступило от физических лиц.

Отдайте эти деньги больным детям, ряженые пузаны!!! Свои мерседесы с собой в землю не заберете.

Со смеху чуть со стула не упала на вопрос : кому нужно молиться об успехах в школе :-D:-D:-D

Молись кому угодно, главное свечки покупай, чтобы Серафим себе вертолет успел купить...

На вертолете вознестись думает? Или крестные облеты планируются?

Гость писал(a):

Со смеху чуть со стула не упала на вопрос : кому нужно молиться об успехах в школе :-D:-D:-D
Вержбовский выжил из ума. Тем более у него иудейская вера.

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ» 2011—2024

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство ЭЛ № ФС 77-77315 от 10.12.2019 года. Учредитель ООО «ПензаИнформ». Главный редактор — Белова С.Д.
Телефон редакции 8 (8412) 238-001, e-mail: editor@penzainform.ru
Для читателей старше 18 лет.

Полная версия | Пользовательское соглашение