«В России было много хороших и очень хороших историков, но лишь четверо признаны великими, — уверена доктор исторических наук, ведущий сотрудник Института российской истории РАН Раиса Киреева. — Это Василий Татищев, Николай Карамзин, Сергей Соловьев и Василий Ключевский».
В минувший четверг в честь 175-летия со дня рождения нашего великого земляка на территории Донского монастыря прошли панихида, чин освящения креста и открытие отреставрированного памятника Василию Осиповичу Ключевскому.
«Сама фамилия Ключевский глубоко символична, — не раз говорила Раиса Александровна. — Это ключ от Врат Знания. Источник, родник, бьющая из глубин земли свежая струя воды. Мысль Ключевского всегда свежа: она бодрит и утоляет жажду знаний.
А еще каждая фраза Ключевского подобна музыкальному ключу. В его творчестве гармонично сочетались научная эрудиция, глубина исследовательской мысли с отточенной, образной и яркой формой изложения».
«Мудрено пишут только о том, чего не понимают», — утверждал сам Василий Осипович».
Панихиду и церемонию освящения креста и памятника служил наместник Донского монастыря епископ Парамон, вместе с ним был и епископ Кузнецкий и Никольский Нестор. А всю довольно представительную пензенскую делегацию историков, музейщиков и журналистов возглавлял губернатор Иван Белозерцев.
Честно говоря, отсутствие на столь знаковом событии известных всей стране чиновников и федеральных телеканалов удивляло. Казалось бы, сегодня много говорится о необходимости воспитания патриотизма и любви к истории Отечества! Так вот же он — замечательный повод подчеркнуть значимость нашего культурно-исторического наследия для молодого поколения! Но в тот день в Донском монастыре не было не только министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова и его коллеги — министра культуры РФ Владимира Мединского.
Панихиду и установку креста проигнорировали даже их многочисленные подчиненные...
Увы, утром 28 января на могиле историка еще не был полностью убран смерзшийся снег. Правда, вскоре его счистили, но неприятный осадок у наблюдавших эту авральщину остался.
Между тем памятник В. О. Ключевскому является частью культурного наследия России. Первоначально после упокоения сначала супруги историка, а затем и его самого на могиле согласно воле покойных установили деревянные кресты, которые со временем пришли в негодность. И тогда 7 октября 1928 года по проекту известного московского архитектора Н. Пустоханова на могиле Василия Осиповича должны были установить памятник из розового гранита с православным крестом.
Однако в последний момент власти крест ставить не позволили, объяснив это повсеместной борьбой советского государства с религией и религиозной символикой. Справедливость восторжествовала лишь спустя 90 лет. Еще в начале 2000-х начались разговоры о том, что на могиле Василия Осиповича необходимо установить крест, а не только плиту.
Деньги на обустройство погоста собирали всем миром долгих десять лет. Потрудились содружество пензенских землячеств, региональное отделение Российского исторического общества и просто неравнодушные граждане...
Владимир Вержбовский
«Молодой ленинец», № 5, 2 февраля 2016 г.
Что пишут люди об этом (7 комментариев):
Вот скажи Владимир, кто из тех кто тусовался на "открытии" "православного креста" (который, кстати, с большой натяжкой можно назвать православным) дал хотя бы рубль (при з/п 4 ляма в год)?
Сам-то ты сколько дал?
Заголовок так заголовок!!!
penzainform.ru писал(a):
))) масштабно пишетГость писал(a):
Пого́ст — административно-территориальная единица на Руси, тип населённого пункта в Российской Федерации[1].Впервые административно-территориальное деление на Руси установила княгиня Ольга, поделив Новгородскую землю на погосты и установив для них уроки; тем самым погост ассоциировался с местом остановки князя и его дружины во время сбора урока — погостьем (своего рода постоялый двор, от слов погостить, гостить, гостиница).
В дальнейшем погостами стали называть административно-территориальные единицы, состоящие из нескольких населённых пунктов (аналог современных сельских поселений, муниципальных образований районного уровня в областях), а также и населённые пункты, являющиеся центрами таких административно-территориальных единиц. Поскольку после распространения христианства на погостах были построены церкви, со временем слово стало обозначать село — деревню с приходской церковью и кладбищем при ней, что сохранилось в названиях многих населённых пунктов и мест. Также погостом именуют центр поселения с церковью и торговым местом, на котором также проходили совместные празднества. Разделение на погосты сохранялось на Севере (где отсутствовало помещичье землевладение) вплоть до 1775 года, когда было отменено.
Административно-территориальная единица с названием «погост» была и в Швеции. Например, на Генеральной карте провинции Ингерманландия, составленной в 1678 году Эриком Беннингом, показана Ингерманландия в её официальных границах, разделённая на административные единицы — лен (Lahn), погост (Pogost), приход (Sochn).
В современной Латвии есть административная единица территории pagasts (см. Волости Латвии), чьё название, по Фасмеру, восходит к слову «погост».
В центральной России в XVIII—XIX веках погост — небольшое поселение, центр прихода с церковью и кладбищем, с домом священнослужителя и причта. Если в таком селении появлялись крестьянские избы, то оно обычно именовалось селом.
Начиная с XVIII века слово также используется в значении «сельское кладбище».
следить надо за базаром
Вопрос, конечно, интересный. Вот с "кирпичиками" там все ясно))))))))))))
"Стоит машина на светофоре. К водителю подходит пацан и говорит: - Дядь, а дядь, купи кирпич!
Мужик: - Да зачем мне твой кирпич?
Пацан не отстает.
Мужик: - Ну ладно, сколько?
Пацан: - 300 рублей.
Мужик: - Слушай, они в магазине за 15 рублей продаются. Иди отсюда со своим кирпичом.
Пацан: - Ну ладно мужик, не хочешь купить кирпич, купи лобовуху…"
Гость писал(a):
Я давно так не смеялся. Спасибо, очень тонко.