Село Ражки можно сделать местом паломничества иностранцев

Читать новость на сайте

Новая археологическая сенсация может прославить Пензу не меньше, чем Золотаревское городище. Если, конечно, на разработку проекта будут найдены деньги. По крайней мере, идею создания нового историко-культурного комплекса уже поддерживает губернатор - уникальные находки обнаружены на его малой родине, в Нижнеломовском районе.

ОТКУДА ТУТ РИМСКАЯ ШПОРА?

Речь идет о долине древней мордвы в районе села Ражки. Именно здесь в II-III веках нашей эры зародился новый народ, который существует до сих пор, - мордва. Тогда поселения были мелкими - по три-четыре семьи. Но у всех этих дворов было священное место - деревня мертвых.

Сюда приносили жертвенные дары и молились о помощи живым. Именно такой могильник и раскопали археологи. И все указывает на то, что тут будет обнаружена еще масса удивительных артефактов.

Конечно, на территории Сурского края есть и другие мордовские могильники. Самая большая их концентрация - в Усть-Узе, Шемышейке, между селами Кижеватово и Трофимовка. Но нигде нет столь уникальных захоронений, как в Ражках: они наглядно показывают процесс сложения мордовского эпоса!

Более того, даже в Мордовии все археологические памятники гораздо старше. Кстати, работами уже заинтересовались коллеги пензенских ученых из Мордовского пединститута (вместе копали тут три года назад), а также археолог Илья Ахмедов из Эрмитажа.

Кроме того, эксклюзивность именно этого места в том, что оно являлось своего рода Вавилоном: множество народов перемешалось здесь и дало миру новый этнос. На то, что мордва выделилась из гремучей смеси племен, указывают поразительные чужеземные находки в пензенском могильнике. Например, бронзовая римская (!) шпора - ее переделали в браслет, украшения с выемчатой эмалью (такую технику использовали славяне и балты) или черно-лощеная посуда, характерная для верхнего Поочья.

БАГАЖ В ИНОЙ МИР

Благодаря находкам археологов можно многое рассказать об обитателях окрестных территорий. Как выясняется, в ту пору люди жили (только вдумайтесь!) в среднем 40 лет. Многие женщины и того меньше - они ведь постоянно рожали, сильно изнашивая организм.

Почивших родственников древняя мордва просто засыпала землей. В яму опускали личные вещи, украшения (для женщин), оружие (для мужчин) и посуду, иногда с пищей. Считалось, что все это понадобится усопшему в другом мире. Поэтому такие предметы и составляют львиную долю находок.

«По ним можно определить не только социальный статус, но и возраст человека, - рассказывает археолог, профессор ПГУ Владимир Ставицкий.

- Например, нашли в погребении в женский скелет, а рядом - видимо-невидимо украшений. Это был скелет молодой девушки (максимум 25 лет). У нее имелся вывих бедра (родовая травма) и заболевание эндокринной системы. А также нагрудная бляха, обозначавшая статус замужней женщины и матери.

Видимо, семья собрала родственницу «в дорогу» по высшему разряду, искренне сожалея о том, что она больше уже никому не сможет дать жизнь. А ведь материнство считалось высшим предназначением женщины».

КОСТИ КУЧКОЙ

Но на этом парадоксы не заканчивались. В иных захоронениях кости вообще лежали... кучкой. Или были беспорядочно разбросаны по могиле. Несведущий в истории человек может подумать, что это собаки или хищные птицы постарались. На самом же деле тут все куда интереснее.

«Возможно, это были вожди, - огорошивает Владимир Вячеславович. - Они ведь неслучайно занимали такой пост - обладали знанием первобытной магии. Их боялись. И, подобно тому, как в средние века поступали с подозреваемыми в оккультизме, на всякий случай вбивали им в грудь кол. Скелеты таких жрецов также ломали и перемешивали.

Впрочем, есть и другая гипотеза. Еще до этих поселений тут обитали представители Городецкой культуры (это условное название, так как истинного никто не знает). И у них людей хоронили наземным способом - клали на помосты. А затем уже то, что осталось, закапывали в землю. Возможно, новый мордовский этнос, который сформировался здесь после них, перенял этот обычай. И то, что мы находили в могильниках, - это следствие уже вторичного обряда погребения.

Еще кое-где были обнаружены сожженные останки, относящиеся к IV веку: скорее всего, так хоронили прибившихся к поселениям чужеземцев (байтов): уважали иностранные обычаи».

А вот детских погребений вопреки ожиданиям (смертность была очень высокая) археологи не нашли. Как считает Владимир Ставицкий, это связано с тем, что у древнего народа существовала практика инициации. Лишь достигнув определенного возраста, ребенок начинал считаться полноценным представителем своего племени. А тех, кто умирал раньше, нельзя было хоронить на родовом кладбище.

ВСЕ ФИННЫ В ГОСТИ К НАМ

В планах Владимира Ставицкого, его коллег и студентов - найти городище, поселение, где, собственно, и жили люди, которым принадлежала деревня мертвых.

«Было бы здорово реконструировать такое селище, показать, как выглядели жилища в II веке, сакральные места, где проводились обряды, - делится Владимир Вячеславович. - Здесь можно создать уникальный историко-культурный объект, который, конечно, привлечет туристов. Думаю, даже финнов и эстонцев - это ведь и их корни!»

Меж тем промедление недопустимо. На место раскопок уже наведывались черные археологи - ученые видели грубые следы, оставленные ими. К счастью, до самого интересного они чуть-чуть не докопали.

Поэтому скрестим пальцы в ожидании апрельской сессии Заксобра - депутаты должны решить, выделять ли средства на дальнейшие раскопки. Если деньги найдутся, с новой силой начнутся не только археологические и этнографические исследования, но и создание туристической инфраструктуры. А еще у ученого сообщества Пензы есть идея подать заявку на федеральное финансирование проекта. С Золотаревским городищем не получилось. Может быть, удастся теперь?..

Ксения Вдовикина

«Молодой ленинец», № 11, 31 марта 2015 г.

Оставить комментарий

Что пишут люди об этом (15 комментариев):

Интересная информация.

penzainform.ru писал(a):

«Возможно, это были вожди, - огорошивает Владимир Вячеславович. - Они ведь неслучайно занимали такой пост - обладали знанием первобытной магии. Их боялись. И, подобно тому, как в средние века поступали с подозреваемыми в оккультизме, на всякий случай вбивали им в грудь кол. Скелеты таких жрецов также ломали и перемешивали.
Более идиотской версии невозможно представить!

Колдунов (шаманов,высокородных соплеменников) хоронили на помостах,высоко от земли и в стороне от остальных сородичей!

Больше вероятна вторая версия,только мордва,прежде,чем ссыпать останки в могилу,ещё и ограбили покойных.

Более идиотской версии невозможно представить!

Колдунов (шаманов,высокородных соплеменников) хоронили на помостах,высоко от земли и в стороне от остальных сородичей!

Больше вероятна вторая версия,только мордва,прежде,чем ссыпать останки в могилу,ещё и ограбили покойных.

Вы специалист?Историк?Краевед?Археолог?Т.....?

Или п.................................л?

Гость писал(a):

Вы специалист?Историк?Краевед?Археолог?
Этнограф,а что?И не Белорыбкин к тому же.

Пензенский край - древняя мордовская земля! Никаких кацапов тут раньше не было!

А я археолог, копал мордву вместе с Полесских М.Р. Ещё до того, как Белорыбкин родился и прибыл в Пензу.

Мордва - уникальнейший российский этнос, достойный создания в Пензе Академии древней мордвы Посурья и Примокшанья.

На счёт мордвы - не спорю.

Но ты,Мотовилов,бездарный,во всех отношениях,инженер-электрик,который протаскивал статейки в местную прессу,будучи внештатным сотрудником!

Какой ты археолог?!

Если тебя,ещё в студенческие годы,взяли разок в экспедицию,в качестве рабочего (землекопа),то это никак не могло дать тебе учёную степень археолога.

Ты заурядный пензенския болтун,которого никто и никогда всерьёз не воспринимал.

Если писать все против РУССКОГО НАРОД то получишь и деньги и звания... но совершенно очевидно что это не археолог и так дешевый ширпотреб..

Хотел почитать размышления умных людей об археологических находках,путях развития данного направления на Пензенской земле,но всё свелось .....Жаль!

Гость писал(a):

Хотел почитать размышления умных людей об археологических находках,путях развития данного направления на Пензенской земле,но всё свелось .....Жаль!
Римские бронзовые застёжки для одежды (фибулы) я находил ещё на раскопках в составе экспедиции Полесских в 1963-м году. Это было под Наровчатом.

Вы и впрямь думаете, что археологический пятачок для практики студентов станет притягательным местом для туристов?? Ну фантазеры...

В Золотаревские археовыдумки вбухали деньги и бросили - потому что, чтобы это работало в туризме и "Прославляло" пензенскую землю. надо вкладывать деньги и вкалывать.

У нас культурно-историческое наследие заброшено, не финансируется то, куда бы могли ехать туристы (инфраструктуры никакой - ни туалетов, ни воды) , а вы опять дилетантам-заксобровцам и пр. лапшу на все места вешаете.

Вы правы!Без реального финансирования любая идея остаётся лишь мечтами и благими пожеланиями.Классический пример - Тарханы.Без финансирования,там была бы заброшенная деревенька,куда бы ездило человек 40-140 в год поклониться праху Лермонтова.А сейчас - десятки тысяч...

Гость писал(a):

Вы правы!Без реального финансирования любая идея остаётся лишь мечтами и благими пожеланиями.Классический пример - Тарханы.Без финансирования,там была бы заброшенная деревенька,куда бы ездило человек 40-140 в год поклониться праху Лермонтова.А сейчас - десятки тысяч...

Про Тарханы очень верно. Без финансирования деревеньками без посетителей-туристов остаются Радищево, Наровчат, Белинский - а там музеи-усадьбы. и никакой инфраструктуры. и денег не предвидится на развитие. А в пустое место - среди степи -будем вбухивать.

У разных народов существовала различная практика похорон вождей и жрецов. Например кочевники нередко хоронили вождя в центре кургана, а по его периметру простых соплеменников. У финских народов, к которым относится мордва практики погребения на помостах не было. Со 2-го века нашей эры все известные погребения грунтовые.

Владимир Ставицкий.

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ» 2011—2024

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство ЭЛ № ФС 77-77315 от 10.12.2019 года. Учредитель ООО «ПензаИнформ». Главный редактор — Белова С.Д.
Телефон редакции 8 (8412) 238-001, e-mail: editor@penzainform.ru
Для читателей старше 18 лет.

Полная версия | Пользовательское соглашение