Родители и педагоги не первый год ломают голову, как привить детям желание учиться. Века идут, времена меняются, а «учебная мотивация» от обилия умных книжек не повышается...
СЦЕНЫ АДА КАЖДЫЙ ДЕНЬ
Психологи и педагоги за круглым столом института регионального развития вновь размышляли на вечные темы: могут ли дети успешно учиться без принуждения.
- Века два-три назад проблема нежелания учиться никого не волновала, так как существовало устойчивое мнение, что заставлять - вполне естественно, - начала модератор встречи, директор центра психологии и коррекционной педагогики ИРР Ирина Смирнова. - В XVIII веке педагог Гербарт изобрел специальную комнату - карцер, в которую сажали детей за плохую учебу. Их ставили на горох, заставляли рисовать изображения ада на стенах, чтобы они проникались...
Для современных же ребят посещение школы может превратиться в совсем не рисованные муки. А педагогика у нас как-никак должна быть гуманной... Поэтому буквально в последние десятилетия встал вопрос о мотивации обучения: как сделать так, чтобы дети учиться хотели.
По ее словам, современные исследования говорят о том, что если лет 20 назад у детей желание учиться пропадало примерно в 7 классе, то теперь даже первоклашки начинают мучиться. Порой дети всерьез заявляют, что школа смерти подобна. Не юлят, не шутят - накипело в детской душе, тоска царит от неизбежной необходимости.
- Даже термин есть такой специальный: «дидактогения» - нежелание учиться, неприязнь к школе, - добавила Ирина Федоровна.
Но проникнуться сочувствием к чаду явно мало. Задача родителей и учителей - как-то «подсластить пилюлю».
УЧИТЬСЯ? А ЗАЧЕМ?
Поставив перед собой такой круг вопросов, педагоги приступили к рассуждениям:
- Исследования показывают, что в гимназиях и школах с уклонами сформированность учебной мотивации зафиксирована порядка у 60% детей, - рассказал методист института Александр Сергацков.
В обычных школах, по его сведениям, ситуация другая: 50-70% там не желает учиться, а систематически занимается только 18%.
- Цифры поражают, но они реальные! - воскликнули педагоги.
Запомнилось еще исследование Ярославля, где сделали сравнительный анализ мотивации к учебе в 70-х годах и ныне. Так вот, выяснилось, что раньше социальный мотив получать знания (то есть как залог хорошей работы, жизненных достижений) был гораздо выше!
- Сегодня классические социальные лифты не работают: они не зависят ни от личных качеств, ни от уровня образования, ни от уровня культуры... «Хватательные» инстинкты, умение «пролезть» - и престижным стало именно это! - добавил проректор по связям со СМИ и специальным проектам ИРР Александр Кислов.
Дополнила его методист центра психологии и коррекционной педагогики Лариса Разуваева:
- Дети не дураки, они усваивают систему ценностей, которая актуальна. Что им наши слова, если в телевизоре звезды рассказывают, как они отвратительно учились в школе? Каждый знает, что счастье и оценки не коррелируют. Более того, мы помним, что горе - от ума!
Не работают нынче и «пугалки»: будешь плохо учиться - пойдешь дворы мести. В ответ можно наблюдать демонстративную апатию: ну буду подметать и чего? Работа на свежем воздухе, между прочим.
«ЧЕ ТЕ НАДО?»
Кроме того, психолог отметила, что важно определиться с целями: чего мы хотим добиться? Чтобы ребенок идеально усвоил школьную программу? Или получил хорошие оценки? Или все-таки вырос успешным человеком?
- В мире всегда было противоречие между школой достоинства и школой знания: в США выбирают первое, а в России до сих пор - второе. Муштрой можно добиться высокого уровня знаний, но кто оценит уровень потерь, психологические травмы?
Ирина Смирнова дополнила коллегу:
- Когда начинаешь выяснять, почему дети не хотят идти в школу, то они признаются: большая нагрузка. Тратить время на то, что неинтересно, тяжело, да и если учиться как положено, то жить станет совсем некогда.
Кто-то, услышав типичные детские сетования, хмыкнул: мол, знаем мы вас... Школа не цирк! В итоге было озвучено несколько мнений: помочь в учебе должна грамотная организация режима дня, подбор педагога (который сумеет заинтересовать предметом и выступит значимой фигурой), а также подготовленная в семье почва для впитывания новых знаний.
- Надо просто любить детей и уделять им время,- настаивал проректор по развитию Игорь Столяров.
Рассказав о романтике собственного детства, он убеждал, что и сегодня можно найти увлекательные занятия, которые зажгут детские умы: паять, строгать, мастерить...
- А вот если в семье не дано навыков старания, интереса к познанию, то образовательное учреждение мало что сможет дать, - поделилась наблюдением педагог-психолог детского сада № 143 Елена Лупанова. - Родитель должен помогать ребенку, проявлять заинтересованность, а не ставить выше всего оценку.
А с этим, учитывая реалии, туго:
- О чем спрашивают школьника дома? Что получил и чем кормили... А лучше бы - что нового узнал! - дополнила Разуваева. - Что говорить, если по результатам анкетирований выясняется: 80% родителей не читают детям на ночь. Просто тушат свет или назидательно рекомендуют: «Спи!».
Еще одна причина того, что школа - это неизбежная обязанность каждого, обрушивается на голову ребенка стихийно: к ней почти не готовят либо создают иллюзию «как это интересно», либо пугают: «в школе будет ого-го!». И становится в умах человека школа либо каторгой, либо сказкой. А это труд, который должен быть приятен, положительные результаты в итоге станут мотивацией, заинтересуют.
Каков итог встречи? Сердцу не прикажешь, но научить учиться можно, если ребенка любить и вдохновлять. А что еще остается...
Анна Шаровская
«Любимая газета», № 17, 27 апреля 2016 г.
Что пишут люди об этом (41 комментарий):
Ну и каков итог встречи?
А может не надо заставлять всех. Пусть у ребёнка будет право выбора. В конце концов это проблема его семьи и его самого. Школы и учителей надо освободить от лжи, когда принуждают всем ставить положительные отметки и переводить в следующий класс. Возможно, чужой отрицательный пример подстегнёт нескольких нерадивых, но способных учеников и их родителей. А тех, кто не может осваивать учебные премудрости, обучать рабочим специальностям.
А может учебные программы пересмотреть? Переодически учу с дочерью уроки и те предметы, которые любил в школе и неплохо знаю сейчас - по современной школьной программе не понимаю, учебники написаны таким языком, что даже взрослому с высшим образованием сложно пересказать - это история, биология, география и тд. А впервом классе без таблицы умножения уже в четвертой четверти умножают.
Не хочу учиться - хочу жениться
Гость писал(a):
У нас новый предмет семеведение.penzainform.ru писал(a):
могут - у талантливого педагога (такие редкость, но всё же встречаются - у меня таким был учитель временный, заменявший физичку, попёрный хрущём из армии летчик. Физику он ТАК умел объяснить, что все двоешники поняли темы уроков. и всю жизнь поняли, что самое сложное можно перевести в просные понятия, механизмы, примеры из обыденной жизни школьника. проблем с дисциплиной не было - с открытыми ртами впитывали). так же - у педагога-честного технолога по передаче своего предмета. у меня - это математичка - спокойная и уравновешенная дама. учила так: объясняла тему, вызывала к доске середнячка. тот, как правило, лихо начинал, но потом ... начиналось самое интересное. ученик слушал спокойное - ну, и дальше?... и дальше он писал всё, что ему казалось подходящим к данному примеру... доска кончалась... учитель поглядывал то на класс, то на мученика у доски, подбадривала спокойным полосом. Говорила - у? любопытно... возможно, всё же и получиться и ты станешь великим Лобачевским. вместе с доской кончалась и вера ученика, что он тут правильно мел изводит тогда учительница, спокойно, с лёгкой улыбкой, но! без всяких комментариев посылала мученика на место и спрашивала, хочет ли кто то решить пример так, как учила она. Поднимался лес рук. математику знали все. у детей были в спокойной деловой обстановке задействованы все виды памяти - логическая, зрительная, слуховая. прививалось умение не бояться ошибиться. ну - и так далее...второй такой же талантливый педагог-технолог преподавала историю пресловутую. она была поэмоциональнее, похволяла себе и хамство - сильного над малым-слабым. она весь предмет постоянно систематизировала - тему с темой - в логические цепочки, в главные-основные и второстепенные. то есть научала отбору информации, его анализу и синтезу. Хотя все трое = как люди, были не идеальные. Жаль физика - пил горькую. Дамы отличались изрядным цинизмом по жизни. Вот такие и должны быть ВСЕ учителя. это - основа дать детям хотя бы базовые знания по своему предмету.penzainform.ru писал(a):
penzainform.ru писал(a):
penzainform.ru писал(a):
для этого надо умным чиновным людям-начальникам и говорящим телеголовам ввести моду для папы, дедушки, что его главная миссия на земле - учить всему, что умеешь и знаешь сам, своего ребёнка и учиться вместе с ним. а не отпихивать в сторону, как принято в большом массе мужского населения.penzainform.ru писал(a):
penzainform.ru писал(a):
эти деятель псевдокультуры всего лишь успешные продолжатели Марии Магдолины и Иуды Искариота, тут уж точно в школу можно не ходитьpenzainform.ru писал(a):
истину глаголите! только - родители дома, а педагоги - в учебном заведении ИМЕННО ЭТО И ДОЛЖНЫ ВСЕГДА ИМЕТЬ В ВИДУ30лет назад я тоже училась в школе, у нас был учитель истории и английского,один и тот же преподаватель, это были незабываемые уроки,оценки у многих были отличные, по истории мы решали ,а действительно ли была эта династиция французских королей, так как написано в романах,а по английскому ,мы даже пели песни народные,английские под баян,я до сих пор все помню.Сейчас рассказываю в школе учителям дочери,у них глаза на лоб,конечно,этот препод закончил аспирантуру и т.д. и давно живет в Германии, а тут.....
penzainform.ru писал(a):
да, это больше, чем отсутствие у родителей денег и связей, влияет на возможность ребёнка и учиться и понимать жизнь. но - кто же читал эти сказки детям на ночь? папы-дедушки? в единичных случаях. работающие мамы? тоже. Для такого благого дела нужна не усталая на работе и с домашними хлопотами мама. раньше эту роль чаще всего исполняли бабушки, у кого была такая бабушка - не забудет её никогда - за согретую душу, за внимание к ребёнку. Пушкину, правда, с няней повезло. и вывод напрашивается сам собой - педагоги делают своё дело качественно - не понявший материала ребёнок - это ваша недоработка (а не родителя, у которого в рабочее время свои обязанности). Родители без истерик, а как добрые друзья помогают своему чаду, не стесняясь спросить с учителя. не затягивая нанять опытного репетитора на месяц-два - проработать недоданный в школе материал (плевать на деньги - главное - показать ребенку, что он способен усвоить любой материал). А умным дядям-тётям чиновникам от просвящения и управления государством - организовать жизнь общества так, что бы все могли исполнять свои предназначения и профессии. Утопия? Ничуть, во времена СССР получалось гораздо лучше.Гость писал(a):
Родители в любом случае должны находить время для чтения с детьми какие бы уставшие они не приходят с работы. На развлечения для себя время находят, а обвинять во всем школу это мы умеем и это очень удобно.