Уже четыре года в Пензе действует меморандум о ценах на социально значимые продукты.
Этот документ по инициативе городских властей подписали почти все крупные сетевые предприятия, взяв на себя обязательство применять торговую наценку на социально значимые товары (их всего 30) не более 5%. Сейчас такой политики придерживаются около 90 городских магазинов. В остальных торговых точках наценка на данные товары не должна превышать 25% (по рекомендациям чиновников).
Дважды в неделю по поручению мэра города в пензенских магазинах проводится мониторинг торговых наценок. Как правило, руководителей организаций, где наценка превышает допустимую норму, приглашают в администрацию города на беседу.
19 октября комиссия, в которую вошли представители центра санитарии и гигиены, администрации Ленинского района, комитета потребительского рынка и союза потребителей, посетила два магазина - на улицах Пушкина и Урицкого.
Порадовало то, что в торговых точках широко представлен ассортимент пензенских производителей. Это и молочная продукция из Пензы, Вадинска, Мокшана, и чаадаевское масло, и каменские колбасы, и хлеб из Никольска и Сурска, и копченая рыба из Кузнецка и областного центра. «Покупай пензенское - держи марку!» - гласят слоганы на витринах. И покупатели действительно предпочитают местную продукцию: она зачастую и свежее, и дешевле, чем привозные товары.
Наценки на социально значимые товары не превышали установленных 20%. Так, в магазине по улице Пушкина средняя торговая накрутка на всю продукцию составляет 18%, а, к примеру, на молоко 1,5-процентной жирности - всего 6%. В магазине на улице Урицкого наценка составляет 10%, а для удобства покупателей ценники выполнены в желтом цвете.
Подобные проверки проходят постоянно в разных районах города. Бывает, что в ходе рейдов выявляются нарушения: завышение наценок, соседство взаимоисключающих групп продуктов (например, мясопродуктов и выпечки), просроченные салаты и бисквитные торты с кремом, расхождение цифр на ценниках и кассе.
Результаты мониторинга постоянно обновляются на сайте городской администрации www.penza-gorod.ru в разделе «Торговля и сфера услуг» (подраздел «Товары первой необходимости»). Любой пользователь Интернета может получить эту информацию и выбрать магазин, в который он пойдет за покупками.
Ольга Терехина
«Аргументы и факты - Пенза», № 43, 25 октября 2011 г.