Сетевое издание|18+|Пятница|29 мар 2024|12:19
rss PenzaInform в Одноклассниках PenzaInform в Вконтакте PenzaInform в Telegram PenzaInform в Дзен

Через социальные сети

Через аккаунт на сайте

Имя
Пароль
+1oC
+2oC
Погода | Сегодня | Ясно |
+6oC
+7oC
Завтра | Облачно |
 

Подпишитесь на Penzainform.ru


Хозяйки, которые тщательно записывают ежедневные расходы, наглядно видят: цены в магазинах растут едва ли не каждую неделю, а вот рост доходов, к сожалению, почти не наблюдается.

Сейчас, перед Новым годом, удары по семейному бюджету особенно заметны: нужно подготовить подарки родным и близким, заранее купить продукты для праздничного стола. И все чаще слышатся вопросы: неужели нельзя ничего сделать для того, чтобы цены не рвались ввысь?

ИА «ПензаИнформ» решило разобраться в принципиальных моментах экономики и ответить на восемь актуальных вопросов, касающихся финансовых вопросов как на бытовом, так и на государственном уровне.

Вопрос первый. Почему нельзя заморозить цены?

Представьте себе: цены больше не вырастут. Ни на копейку, ни на рубль. Никогда.

А теперь, если вы человек среднего возраста, вспомните конец 1980-х, а если молодого – спросите об этом времени у родителей. Они расскажут, как стояли в очередях за тем, что «выкинут» в магазинах, будь это «синяя птица» (перемороженная курица) или детские колготки. Деньги у людей имелись, а вот ассортимент в магазинах был ничтожен. Многие товары первой необходимости, начиная от мыла и заканчивая водкой и сахаром, выдавали по талонам. Кто-то менял водочные талоны на сахарные, кто-то – наоборот.

Замороженные цены – это путь именно к такой ситуации. Потому что именно от спроса зависит производство того или иного товара. К примеру, в городе фабрика производит изящные кожаные сапожки и резиновые «грязеходы». Первые пользуются популярностью у всего дамского населения, вторые – только у дачников.

Так вот, если цены заморозить, то красивая обувь быстро станет дефицитом и на полках будут стоять резиновые сапоги. И такая картина будет наблюдаться везде – в продовольственных и промтоварных магазинах, аптеках, точках общепита. Поэтому заморозка цен – отнюдь не оптимальный вариант.

Вопрос второй. Что может сделать Центробанк, чтобы цены снижались?

«Было дело – и цены снижали», – пел Владимир Высоцкий про послевоенные времена. Но тогда дефляция – так называется этот процесс – была необходимым шагом, чтобы восстановить плановое производство страны. В условиях рыночной экономики этот шаг может оказаться губительным.

Если какая-то вещь сегодня стоит меньше, чем вчера, а завтра станет еще дешевле, то, скорее всего, покупатель будет ждать момента, когда цена достигнет самой низкой точки. А значит, его деньги не придут на завод или фабрику, где был произведен товар. Рабочие не получат зарплату, новое сырье не будет закуплено, производство встанет.

Небольшая стабильная инфляция является стимулом для экономического роста, в том числе для каждого человека. С учетом ее уровня предприятия планируют свое развитие, а потребители – доходы и расходы.

Эксперты считают, что для России оптимальный уровень годовой инфляции – 4%.

«Цель Банка России – обеспечение ценовой стабильности, удержание инфляции вблизи 4%. Низкая, предсказуемая инфляция является необходимым условием для сохранности доходов и сбережений. Все решения по ключевой ставке, которые принимает Совет директоров Банка России, направлены на достижение нашей цели по инфляции», – цитирует «Медиакорсеть» директора департамента денежно-кредитной политики Банка России Алексея Заботкина.

Вопрос третий. Можно ли снизить инфляцию до 4%?

Да, можно, и это уже сделано: в прошлом году инфляция составила 2,5%. Это рекордное значение для экономики России. В 2018-м потребительская инфляция обозначится на уровне 3,8–4,2%. Сейчас самое главное – удержать рост цен вблизи целевого уровня.

Но важно понимать, что это вовсе не означает, что все товары и услуги подорожают за год на 4%. Этот показатель – среднее значение: какие-то товары подорожают сильнее, какие-то меньше. Это как раз та цель, которую стремится достичь Банк России.

Вопрос четвертый. Можно ли верить статистике?

«Ряженка месяц назад стоила 36 рублей, а сейчас – 40! И хлеб в ноябре подорожал на два-три рубля. Какие там четыре процента в год?!» – возмутится любая хозяйка.

Дело в том, что мы в первую очередь обращаем внимание на товары повседневного спроса. Статистика же учитывает абсолютно все товары и услуги – и подорожавшие, и подешевевшие, и те, на которые цена осталась неизменной. Поэтому в совокупности удорожание продуктов и услуг сохраняется в целевом диапазоне – 3-4%.

В России уровень инфляции измеряется так же, как и в большинстве стран мира. Берется потребительская корзина – набор из более 500 товаров и услуг, необходимых человеку с учетом частоты их приобретения, и на основании анализа цен на них делаются соответствующие выводы.

Вопрос пятый. Что такое ключевая ставка?

Банк России отвечает за то, чтобы диапазон колебания потребительских цен не был слишком широким. Для достижения стабильной низкой инфляции используется денежно-кредитная политика, которую также называют монетарной (англ. monetary policy). Ее основной инструмент – ключевая ставка.

Это процент, под который коммерческие банки занимают деньги у ЦБ или, наоборот, кладут их туда. Экономисты Банка России подсчитывают, какой уровень ключевой ставки необходим, чтобы инфляция находилась в целевых границах, а экономика развивалась и росла.

Вопрос шестой. Как ключевая ставка влияет на инфляцию?

Вряд ли вы об этом задумывались, но мы каждый день косвенно соприкасаемся с влиянием ключевой ставки Центробанка. Именно через нее ЦБ регулирует стоимость денег.

Если ставка растет, то растут и ставки банковских кредитов – потребительских, ипотечных, взятых на развитие предприятий. Соответственно дорожают и деньги, а потенциальные покупатели пересматривают приоритеты: отказываются от дорогих товаров, не являющихся первой необходимостью.

Как следствие, снижается спрос и, соответственно, инфляция. Это касается всех сфер экономики: промышленности, сельского хозяйства, услуг.

А вот как идет процесс в обратном направлении. Если Центробанк снижает ключевую ставку, то банки тоже снизят ставки и кредиты станут более доступными. Тогда-то и придет время для покупки, которую раньше потребитель не мог себе позволить. Спрос на товары и услуги увеличивается, что приводит к росту инфляции.

Изменения ключевой ставки и уровня цен не происходят одновременно: между двумя этими событиями, как правило, проходит от полугода до 9 месяцев.

Вопрос седьмой. Что произойдет, если резко снизить ключевую ставку?

Как уже было сказано выше, в этом случае деньги станут доступнее для населения. У людей появится возможность купить гораздо больше товаров, чем раньше (и неважно, нужны они или не нужны – «чтобы было»).

Это приведет к превышению спроса, который невозможно удовлетворить моментально, над предложением. Возникнет дефицит. Товары, ставшие редкостью, естественно, подорожают. А это приведет к увеличению инфляции, то есть эффект будет обратным – люди резко обеднеют.

Кстати, резкое снижение ключевой ставки ЦБ необязательно приведет к такому же резкому удешевлению кредитов коммерческих банков. Специалисты, работающие в этой сфере, учитывают риски разгона инфляции. Поэтому процентные ставки в банках могут не снизиться, а, наоборот, возрасти.

Вопрос восьмой. Как посчитать личную инфляцию?

Официальная инфляция, основанная на статистических данных, может значительно отличаться от инфляции в бюджете конкретного человека.

Например, люди, предпочитающие импортную продукцию, из-за роста курса валют платят больше, чем покупатели отечественных товаров. А на кошелек вегетарианцев не влияет изменение цен на мясо. То есть у каждого своя инфляция.

Чтобы ее посчитать, эксперты рекомендуют составить свою собственную потребительскую корзину. В нее включаются товары и услуги постоянного употребления: продукты, одежда, услуги, лекарства, транспортные расходы и т. д.

Составьте таблицу с ценами из вашей корзины и фиксируйте цены ежемесячно на протяжении года. Более короткий период даст некорректные результаты: ведь цены на многие товары имеют свойство расти и снижаться в зависимости от сезона. Начинать и заканчивать наблюдения лучше всего в декабре.

Разделите стоимость корзины в конце периода наблюдения на ее стоимость в начале вашего экономического опыта. Результат умножьте на 100, чтобы получить соотношение в процентах.

Подробнее об инфляции и о том, как посчитать собственный индекс цен, вы узнаете, пройдя по ссылке.

▶▶ Коротко о самом важном - telegram-канал Penzainform ◀◀

▶▶ Хотите сообщить новость? Напишите нам! ◀◀

Источник — фото: Депозитфото, картинки: ЦБ РФ
0
0
0
Имя: Гость
Вопрос:

Введите защитный код, указанный на картинке:

 
 
 
 
 
 
 
 

Архив

Народный репортер

Мы публикуем самые интересные новости от наших читателей.
Присылайте: editor@penzainform.ru

Адрес редакции: 440026, Россия, г. Пенза,
ул. Кирова, д.18Б.
Тел: 8(8412) 238-001

E-mail редакции: editor@penzainform.ru

Рекламный отдел: 8(8412) 238-003 или 8(8412) 30-36-37

e-mail: reklama@penzainform.ru

Если ВЫ заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите его фрагмент и нажмите Ctrl+Enter!

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ» |18+| 2011—2024

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство ЭЛ № ФС 77-77315 от 10.12.2019 года. Учредитель ООО «ПензаИнформ». Главный редактор — Белова С.Д. Телефон редакции 8 (8412) 238-001, e-mail: editor@penzainform.ru.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии.

Мобильная версия | Пользовательское соглашение | Реклама на сайте